Уценка

История появления супер-кабелей

Тема аудиокабелей традиционно вызывает жаркие споры… Часто скептики отрицают и простую практическую проверку на собственном опыте и теоретические обоснования конструктивных особенностей аудиокабелей, хотя на сегодняшний день на эту тему собрана богатая теоретическая база. Мы не хотим ни с кем спорить, а традиционно приглашаем в гости в магазины Dr.Head — послушать и сделать собственные выводы. Но это практика, а что касается теории — будем делиться с вами интересной информацией на тему кабелей. Например, сегодня предлагаем вам отрывок из «Поваренной книги суперкабелей» Аллена Райта (The SuperCables CookBook, Allen Wright). В этом отрывке основатель компании Vacuum State освещает историю появления индустрии кастомных аудиокабелей.

Если вы интересовались музыкой в далеких и темных 60-х, то у вас, возможно, были ламповые усилки, которые сейчас стоят больше, чем, когда они были новые, но вот провода…?

Готов биться с вами об заклад — свои Altec’и K-Horn’ы вы подключали силовыми кабелями, а в качестве внутренних соединительных проводов у вас были сдвоенные экранированные дешевки в спиральной оплетке, которыми сегодня вы и мусорные мешки перевязывать не станете!

Старые Marantz’ы и MacIntosh’и сегодня расходятся по действительно замечательным ценам потому, что они способны конкурировать с тем, что предлагается сейчас, и даже превосходить это… Но сетевой шнур?Забудьте!

В общем хоре крикунов в 70-е нашлись смелые люди, заговорившие о том, что кабели — это слабое звено в аудиосистеме, и в муках, но родилась индустрия суперкабелей.

Думаю, что всегда будут идти споры о том, кто был основателем этого движения, но Роберт Фултон (далее сокращенно: РФ) может претендовать на эту роль вполне обоснованно. Мне выпала огромная удача, я познакомился с мистером Фултоном и говорил с ним на Чикагской выставке бытовой электроники в далеком 1982 г., и вот что он рассказал мне:

«Мы основали этот кабельный бизнес еще в 1975».

Далее он рассказал мне замечательную историю о том, каким образом он обнаружил необходимость специальных кабелей (этот разговор я записал, поэтому воспроизвожу его не по памяти). У него был контракт на поставку акустических систем для больниц и университетов, занимающихся исследованиями в области слуха, и одно из этих учреждений работало с кошками:

РФ: «Кошка слышит звук до 45 000 Гц. Они вырабатывали у кошки рефлекс, то есть давали ей импульс на 10 тысяч Гц, а кошка училась, что, если она потом нажмет на нужную штуковину, то получит молоко, на 12 кГц — кусок лосося, на 15 тысяч — воды, а 22 тысячи — к ней запустят еще одну кошку.

Потом им понадобилось более толковое животное, и они достали себе бабуина. Знаете, что бабуин способен слышать звук до 75 кГц? Слышит такие вещи, о существовании которых кошка даже не подозревает!

Так вот, мы привозим им новый громкоговоритель с ровным откликом на 115 дБ до 80 кГц. Исследователи смогут дать бабуину сигнал до 75 кГц, который он сможет услышать — все в предвкушении. В первый день все были в полной эйфории, а на второй день произошла весьма интересная вещь. Они выдавали ему сигнал сложной формы на частоте 10 кГц, а он с места не двигался и только крутил головой из стороны в сторону. Ну, они и подумали, что опять наделал этот тронутый Фултон? Они продолжили эксперимент, и в конце концов животному стало плохо, его стошнило, и оно вообще перестало реагировать.

Они позвонили мне и сказали: „Что-то с Вашей системой не так“. Всегда виноваты колонки. Ну, а я спросил: „Сколько дБ вы дали животному?“

„Ну, может 95“.

„… 95 при частоте 80 кГц это немало, этим почти что металл можно резать… может вам посмотреть, не сожгли ли вы ему в ушах все волосяные луковицы“.

…в общем, они подключили к его мозгу ЭКГ и дали ему импульс. Так вот, информацию он получал, но ничего не делал… поэтому я им сказал: „Присылайте все назад — провода, усилитель и компьютерный интерфейс, чтобы я мог весь ваш опыт повторить у себя“.

В общем, приехал грузовик со всем этим делом, я все собрал — проверил акустическую систему, а она работает лучше, чем я обещал — отклик доходит почти до 90 кГц. Мог бы больше денег взять. Испытываю я эту штуковину в лаборатории три дня и никаких неисправностей не нахожу — искажение низкое, децибелы она выдает, не гремит. Еще немного усилий, и я бы раскачал ее до 100 кГц…

Затем я проверил провод — сдвиг по фазе на 55 градусов при 40 кГц и на 95 при 80 кГц, то есть несчастное животное получало начальный сигнал здесь, а остальной там, и ему становилось плохо. Это, типа, как у нас с эффектом Доплера, когда поезд проезжает мимо… ну, вы поняли, что с ним произошло? Знаете, ему стало так плохо, что он ничего делать не мог, ну, я и подумал: „Господи, я и не подозревал, что провод этот никуда не годится“ …обычный сетевой шнур… потом я подумал: „Почитаю в техническом справочнике Термана, как сделать этот провод лучше…“. Терман рассматривал звук до 10 кГц, опять толку от Термана никакого… прочел я все, и ничего не помогает, так что я сказал себе: „Придется нам изготовить новый провод — раньше такого никто не делал“. Так что, начинаю я смотреть все радиочастотные провода — очень плохо, звук просто ужасный, шумы всякие… дело в том, что в радиотехнике между жилами обычно нет перекрестного обмена, а в аудиотехнике есть… ну, мы выяснили, в чем причина… ранее, когда к нам приходили колонки на ремонт, мы снимали изоляцию проводов, чтобы все переделать, а они внутри были черными! Причина была в том, что жилы искрили. Искра проскакивала между жилами!

АР: Даже при том, что технически потенциалы в них были одинаковыми?

РФ: Да, видите, электрическая дуга — и в этом самое интересное — потенциал внутренних отличается от потенциала внешних из-за скин-эффекта на более высоких частотах.

АР: Парень из Monster Cable говорил об этом.

РФ: Да, они у нас этому научились! На самом деле, начиная с 6 кГц, то есть с верхних частот фортепиано, начинается движение на край провода — а мы думали, что частота должна быть значительно выше — так что, начиная с 6 кГц у нас возникают проблемы. А при 80 кГц у нас начинается совсем другая игра! Причем это 80 при аудио мощности, а не при мощности радиочастот.

АР: Да, не в системе с постоянным импедансом.

РФ: Точно. Так что, мы сделали такой провод, который при 90 кГц будет иметь отклонение в 1 градус, тогда как старый провод — сетевой шнур — имел смещение почти на 100 градусов, а при 150 кГц — почти на 280 градусов!

Вот, мы сделали этот провод, и я понял, насколько он качественный. Много времени ушло на то, чтобы намотать его, как положено. Избавиться от всех зазоров, чтобы он был плотно смотан, загерметизировал его и отправил, он был заделан в такой пожарный шланг. Когда они его получили, этот исследователь говорит: „А чего шнур такой большой?“

„Не забивай себе голову, подключай“.

Они его подключили, и сразу все проблемы с животным закончились… оно моментально все схватило и поняло!»

Ну, я подумал и сказал: «Надо же! Если подошло бабуину, то мне будет каково?»… ну, и сделал точно такой же себе, подключил им нашу самую большую премиальную систему колонок — и все стало совсем по-другому

Окей, окей, скажете вы. Интересная история, но я-то не бабуин — я даже 18 кГц уже не слышу, так в чем же проблема? Какое ко мне-то имеет отношение сдвиг по фазе при 80 кГц?

Что же, дальше он рассказал мне про случай с бас-кларнетистом. Музыкант сыграл одну ноту, пока Роберт настраивал микрофоны для звукозаписи, и он услышал, как «оживилось» каждое отверстие по всей длине кларнета по мере того, как первая волна воздушного давления проходит внутри корпуса инструмента. Он просто оказался в нужное время в нужном месте, чтобы услышать этот эффект, который настолько его поразил, что он попросил кларнетиста сыграть эту ноту еще раз и записал ее — а при анализе на скоростном запоминающем осциллографе обнаружил, что этот так называемый басовый инструмент выдает поддающиеся измерениям повторяющиеся гармоники на 18 и 24 кГц, а первоначальный переходный процесс происходил на 48 кГц!

Ну, в отличие от большой обезьяны вы, возможно, и не слышите 48 кГц, но я уверен, что 6 кГц вы слышите, и именно эта частота висит в воздухе, когда эти 18- и 24-килогерцевые гармоники звучат вместе. А если 48- и 24-килогерцевые гармоники отличаются друг от друга не ровно на октаву из-за отклонений в конструкции инструмента, вы услышите (или по крайней мере почувствуете) разницу между ними, которая снова может оказаться в басовом диапазоне. Представьте себе, что вместе со вторым 24-килгерцовым обертоном звучит частота 48,05 кГц, вследствие чего появляется 50-герцовая нота, которая ни к чему не привязана, но характерна для этого конкретного инструмента, а если ее нет, то получается не совсем то звучание!

Другие тесты показывают, что система человеческих органов чувств обладает кое-какими удивительными возможностями. Одна такая история, которую я слышал, заключалась в том, что 50 лет тому назад при тестировании, проводившемся в рамках военных экспериментов во время Второй мировой войны, было выявлено, что «обычные люди с улицы» слышат «провалы» продолжительностью в половину микросекунды в белом шуме, который для них воспроизводили при помощи обычных колонок того времени, которые в лучшем случае выдавали до 8 кГц!

В своей книге «Сборник рецептов для ламповых предусилителей» я привожу другие примеры сверхвозможностей органов чувств, которые я наблюдал лично.

Так что, хотите верьте, хотите нет, но есть высокая вероятность того, что сдвиг по фазе при 80 кГц может повлиять на то удовольствие, которые вы получаете от музыки, а злодеи в этой пьесе — ваши кабели.

Я лично познакомился с тем влиянием, которое провода могут оказывать на систему, когда один хороший приятель (Роуан МакКоум, также известный как Гуру) зашел ко мне как-то вечером, взял кусок лампового шнура для одного канала, и порвал его на два провода прежде, чем я смог ему помешать.

Какой беспорядок, когда-то аккуратный и красивый кабель теперь лежал скрученный и некрасивый на полу, и на стерео тоже можно было поставить крест, поскольку в порванном канале вдруг появилось настолько больше динамики, что канал без коррекции было просто не слышно!

С тех пор я гоняюсь по пятам за каждой новой возможностью по части проводов, которую только могу найти, а нашел я их много…

Вот такая вот история, друзья! Впереди еще много интересного. А в наших магазинах вы всегда можете рассчитывать на консультацию и подбор аудио оборудования любой сложности, пишите, звоните, приходите в гости в Dr.Head!

Комментарии (0):
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
 
1MORE Ableton Abyss Acoustic Energy ADAM AUDIO Adam Hall Adidas ADL AfterShokz AKAI AKG Alctron Alesis Alive Audio Allen & Heath Allocacoc Alpine Alto Amphenol Amphion Analog Renaissance Anker Antelope APOGEE Apple Arozzi ART Artnovion Arturia Astell&Kern Aston Asus Atacama Audio ATC Atex Atlas Audeze Audient Audio Pro Audio-Technica
Audiolab AudioQuest AudioValve Audix Aukey AURATONE Aurender Aurian Aurisonics Austrian Audio AVM Audio Axelvox AXES BAE Bang&Olufsen Bassocontinuo Beats Behringer Belkin Belsis Beyerdynamic Biopor Blue Bluesound Bose Bowers&Wilkins Boya Brauner Bryston Burson Audio Cambridge Audio Campfire Audio Cary Audio Case-Mate Cayin Chord Clavia Nord Clearaudio Cloud Microphones Colorful
Comply Cordial Corsair Cowin Cowon Creative Crosley CTM Dali Dan Clark Audio DBX ddHiFi Definitive Technology Dekoni Denon Deppa DiGiCo DiGiGrid DPA Dr.Head Dreve dSONIQ DUNU Dutch&Dutch Dynamic Ear Company Dynaudio Earin EDIC-mini Elecom Elite Core Emotiva Energizer EPOS ERATO ESI Esoteric Etymotic Research EVA EVE Audio EVENTIDE
Exposure Fender FiiO Final Audio Fir Audio Fischer Audio Fluid Audio Focal Focusrite Force Fostex Fujimi Furman Furutech Gamdias Gator Genelec Gigawatt Gissar Goldring Golla Gravity Groneberg Harman/Kardon HECO HEDD Hegel Hercules Hidizs HIFIMAN Hiper Honor HUAWEI Hybrid Audio HyperX iFi IK Multimedia IMEGO In-ear Inakustik
inCharge Ion Audio IsoAcoustics IsoTek j5create Jabra Jam JBL JH Audio JVC K&M KEF Kinera Kingston KLANG KLARK TEKNIK Klipsch Klotz Kontinum Korg Koss KRK L‑Acoustics Labkable Laconic Lake People LAudio LD Systems Lenco Lewitt Lexicon Logitech Luxman Lyambda M-Audio Mackie Mag-Lev Magnat Mail.Ru Manley
Maono Marantz Marley Marshall Martin Logan Master&Dynamic Maxell Mcintosh MEE Audio MELCO Merkle Meters Meze Michi MoFi Monitor Audio MONKEY BANANA Monster MOTU Mpow MrSpeakers Musatoff Musical Fidelity Myburgh Mytek NAD Naim Native Instruments Native Union Neumann Neutrik Ningbo Noble Nobunaga Labs Noise Killer Nordost NorStone Novation OEAudio Oehlbach
Onkyo Oppo Ortofon Otovita Oyaide Parasound PATTERN BREAKER Pelican Perfect sound Phiaton Philips Phonon Pioneer PMC Polk Audio Popsockets Powergrip PreSonus PRIMARE Prism Sound Pro-Ject PS Audio PSB QCY QED Quad Questyle Quik Lok Rane Razer RCF Real Cable ReCables RECORD PRO Rega REL Revox RHA Ritmix RME
Rock Rockdale Rockport Technologies ROCKWOOD RODE Roland Rombica ROOMs Rotel Royer Ruark Rupert Neve Designs Rycote SAMSON Samsung SanDisk Saramonic Satechi SE Electronics Sennheiser Shanling Sharkoon Shure Sim Audio SIMGOT Simpleway Simply Analog Skullcandy SMARTIX SMSL SOL Republic Solid State Logic Solidsteel Solove Sonarworks Sonoro Sonus Faber Sony SOUL Electronics Sound Devices
Soundcraft Soundking SoundLink SPEAR Labs Spectral SpinFit SPL Stax Stealth Sonics Steinberg Studiologic Sumiko Superlux Synco Synergistic Research T+A Tannoy Target Tascam TC Electronic TC HELICON Tchernov Cable TEAC Technics Telefunken The Bit Thorens Thronmax TiTech Tonar Townsend Labs Transcend Transparent Audio Tribit Tutti Frutti Twelve South UAG Ultimate Ultimate Ears Ultrasone
Unipads Unison Universal Audio Urbanears V-Moda Van Den Hul Vanguard Venture Craft ViaBlue VinylLab Violectric Viper Vivanco Vogels Warm Audio Westone Wharfedale Whiplash Wireworld Xiaomi Xtrfy Yamaha YAXI Zoom Октава СОЮЗ Яндекс