История появления супер-кабелей

Тема аудиокабелей традиционно вызывает жаркие споры… Часто скептики отрицают и простую практическую проверку на собственном опыте и теоретические обоснования конструктивных особенностей аудиокабелей, хотя на сегодняшний день на эту тему собрана богатая теоретическая база. Мы не хотим ни с кем спорить, а традиционно приглашаем в гости в магазины Dr.Head — послушать и сделать собственные выводы. Но это практика, а что касается теории — будем делиться с вами интересной информацией на тему кабелей. Например, сегодня предлагаем вам отрывок из «Поваренной книги суперкабелей» Аллена Райта (The SuperCables CookBook, Allen Wright). В этом отрывке основатель компании Vacuum State освещает историю появления индустрии кастомных аудиокабелей.

Если вы интересовались музыкой в далеких и темных 60-х, то у вас, возможно, были ламповые усилки, которые сейчас стоят больше, чем, когда они были новые, но вот провода…?

Готов биться с вами об заклад — свои Altec’и K-Horn’ы вы подключали силовыми кабелями, а в качестве внутренних соединительных проводов у вас были сдвоенные экранированные дешевки в спиральной оплетке, которыми сегодня вы и мусорные мешки перевязывать не станете!

Старые Marantz’ы и MacIntosh’и сегодня расходятся по действительно замечательным ценам потому, что они способны конкурировать с тем, что предлагается сейчас, и даже превосходить это… Но сетевой шнур? Забудьте!

В общем хоре крикунов в 70-е нашлись смелые люди, заговорившие о том, что кабели — это слабое звено в аудиосистеме, и в муках, но родилась индустрия суперкабелей.

Думаю, что всегда будут идти споры о том, кто был основателем этого движения, но Роберт Фултон (далее сокращенно: РФ) может претендовать на эту роль вполне обоснованно. Мне выпала огромная удача, я познакомился с мистером Фултоном и говорил с ним на Чикагской выставке бытовой электроники в далеком 1982 г., и вот что он рассказал мне:

«Мы основали этот кабельный бизнес еще в 1975».

Далее он рассказал мне замечательную историю о том, каким образом он обнаружил необходимость специальных кабелей (этот разговор я записал, поэтому воспроизвожу его не по памяти). У него был контракт на поставку акустических систем для больниц и университетов, занимающихся исследованиями в области слуха, и одно из этих учреждений работало с кошками:

РФ: «Кошка слышит звук до 45 000 Гц. Они вырабатывали у кошки рефлекс, то есть давали ей импульс на 10 тысяч Гц, а кошка училась, что, если она потом нажмет на нужную штуковину, то получит молоко, на 12 кГц — кусок лосося, на 15 тысяч — воды, а 22 тысячи — к ней запустят еще одну кошку.

Потом им понадобилось более толковое животное, и они достали себе бабуина. Знаете, что бабуин способен слышать звук до 75 кГц? Слышит такие вещи, о существовании которых кошка даже не подозревает!

Так вот, мы привозим им новый громкоговоритель с ровным откликом на 115 дБ до 80 кГц. Исследователи смогут дать бабуину сигнал до 75 кГц, который он сможет услышать — все в предвкушении. В первый день все были в полной эйфории, а на второй день произошла весьма интересная вещь. Они выдавали ему сигнал сложной формы на частоте 10 кГц, а он с места не двигался и только крутил головой из стороны в сторону. Ну, они и подумали, что опять наделал этот тронутый Фултон? Они продолжили эксперимент, и в конце концов животному стало плохо, его стошнило, и оно вообще перестало реагировать.

Они позвонили мне и сказали: „Что-то с Вашей системой не так“. Всегда виноваты колонки. Ну, а я спросил: „Сколько дБ вы дали животному?“

„Ну, может 95“.

„… 95 при частоте 80 кГц это немало, этим почти что металл можно резать… может вам посмотреть, не сожгли ли вы ему в ушах все волосяные луковицы“.

…в общем, они подключили к его мозгу ЭКГ и дали ему импульс. Так вот, информацию он получал, но ничего не делал… поэтому я им сказал: „Присылайте все назад — провода, усилитель и компьютерный интерфейс, чтобы я мог весь ваш опыт повторить у себя“.

В общем, приехал грузовик со всем этим делом, я все собрал — проверил акустическую систему, а она работает лучше, чем я обещал — отклик доходит почти до 90 кГц. Мог бы больше денег взять. Испытываю я эту штуковину в лаборатории три дня и никаких неисправностей не нахожу — искажение низкое, децибелы она выдает, не гремит. Еще немного усилий, и я бы раскачал ее до 100 кГц…

Затем я проверил провод — сдвиг по фазе на 55 градусов при 40 кГц и на 95 при 80 кГц, то есть несчастное животное получало начальный сигнал здесь, а остальной там, и ему становилось плохо. Это, типа, как у нас с эффектом Доплера, когда поезд проезжает мимо… ну, вы поняли, что с ним произошло? Знаете, ему стало так плохо, что он ничего делать не мог, ну, я и подумал: „Господи, я и не подозревал, что провод этот никуда не годится“ …обычный сетевой шнур… потом я подумал: „Почитаю в техническом справочнике Термана, как сделать этот провод лучше…“. Терман рассматривал звук до 10 кГц, опять толку от Термана никакого… прочел я все, и ничего не помогает, так что я сказал себе: „Придется нам изготовить новый провод — раньше такого никто не делал“. Так что, начинаю я смотреть все радиочастотные провода — очень плохо, звук просто ужасный, шумы всякие… дело в том, что в радиотехнике между жилами обычно нет перекрестного обмена, а в аудиотехнике есть… ну, мы выяснили, в чем причина… ранее, когда к нам приходили колонки на ремонт, мы снимали изоляцию проводов, чтобы все переделать, а они внутри были черными! Причина была в том, что жилы искрили. Искра проскакивала между жилами!

АР: Даже при том, что технически потенциалы в них были одинаковыми?

РФ: Да, видите, электрическая дуга — и в этом самое интересное — потенциал внутренних отличается от потенциала внешних из-за  скин-эффекта на более высоких частотах.

АР: Парень из Monster Cable говорил об этом.

РФ: Да, они у нас этому научились! На самом деле, начиная с 6 кГц, то есть с верхних частот фортепиано, начинается движение на край провода — а мы думали, что частота должна быть значительно выше — так что, начиная с 6 кГц у нас возникают проблемы. А при 80 кГц у нас начинается совсем другая игра! Причем это 80 при аудио мощности, а не при мощности радиочастот.

АР: Да, не в системе с постоянным импедансом.

РФ: Точно. Так что, мы сделали такой провод, который при 90 кГц будет иметь отклонение в 1 градус, тогда как старый провод — сетевой шнур — имел смещение почти на 100 градусов, а при 150 кГц — почти на 280 градусов!

Вот, мы сделали этот провод, и я понял, насколько он качественный. Много времени ушло на то, чтобы намотать его, как положено. Избавиться от всех зазоров, чтобы он был плотно смотан, загерметизировал его и отправил, он был заделан в такой пожарный шланг. Когда они его получили, этот исследователь говорит: „А чего шнур такой большой?“

„Не забивай себе голову, подключай“.

Они его подключили, и сразу все проблемы с животным закончились… оно моментально все схватило и поняло!»

Ну, я подумал и сказал: «Надо же! Если подошло бабуину, то мне будет каково?»… ну, и сделал точно такой же себе, подключил им нашу самую большую премиальную систему колонок — и все стало совсем по-другому

Окей, окей, скажете вы. Интересная история, но я-то не бабуин — я даже 18 кГц уже не слышу, так в чем же проблема? Какое ко мне-то имеет отношение сдвиг по фазе при 80 кГц?

Что же, дальше он рассказал мне про случай с бас-кларнетистом. Музыкант сыграл одну ноту, пока Роберт настраивал микрофоны для звукозаписи, и он услышал, как «оживилось» каждое отверстие по всей длине кларнета по мере того, как первая волна воздушного давления проходит внутри корпуса инструмента. Он просто оказался в нужное время в нужном месте, чтобы услышать этот эффект, который настолько его поразил, что он попросил кларнетиста сыграть эту ноту еще раз и записал ее — а при анализе на скоростном запоминающем осциллографе обнаружил, что этот так называемый басовый инструмент выдает поддающиеся измерениям повторяющиеся гармоники на 18 и 24 кГц, а первоначальный переходный процесс происходил на 48 кГц!

Ну, в отличие от большой обезьяны вы, возможно, и не слышите 48 кГц, но я уверен, что 6 кГц вы слышите, и именно эта частота висит в воздухе, когда эти 18- и 24-килогерцевые гармоники звучат вместе. А если 48- и 24-килогерцевые гармоники отличаются друг от друга не ровно на октаву из-за отклонений в конструкции инструмента, вы услышите (или по крайней мере почувствуете) разницу между ними, которая снова может оказаться в басовом диапазоне. Представьте себе, что вместе со вторым 24-килгерцовым обертоном звучит частота 48,05 кГц, вследствие чего появляется 50-герцовая нота, которая ни к чему не привязана, но характерна для этого конкретного инструмента, а если ее нет, то получается не совсем то звучание!

Другие тесты показывают, что система человеческих органов чувств обладает кое-какими удивительными возможностями. Одна такая история, которую я слышал, заключалась в том, что 50 лет тому назад при тестировании, проводившемся в рамках военных экспериментов во время Второй мировой войны, было выявлено, что «обычные люди с улицы» слышат «провалы» продолжительностью в половину микросекунды в белом шуме, который для них воспроизводили при помощи обычных колонок того времени, которые в лучшем случае выдавали до 8 кГц!

В своей книге «Сборник рецептов для ламповых предусилителей» я привожу другие примеры сверхвозможностей органов чувств, которые я наблюдал лично.

Так что, хотите верьте, хотите нет, но есть высокая вероятность того, что сдвиг по фазе при 80 кГц может повлиять на то удовольствие, которые вы получаете от музыки, а злодеи в этой пьесе — ваши кабели.

Я лично познакомился с тем влиянием, которое провода могут оказывать на систему, когда один хороший приятель (Роуан МакКоум, также известный как Гуру) зашел ко мне как-то вечером, взял кусок лампового шнура для одного канала, и порвал его на два провода прежде, чем я смог ему помешать.

Какой беспорядок, когда-то аккуратный и красивый кабель теперь лежал скрученный и некрасивый на полу, и на стерео тоже можно было поставить крест, поскольку в порванном канале вдруг появилось настолько больше динамики, что канал без коррекции было просто не слышно!

С тех пор я гоняюсь по пятам за каждой новой возможностью по части проводов, которую только могу найти, а нашел я их много…

Вот такая вот история, друзья! Впереди еще много интересного. А в наших магазинах вы всегда можете рассчитывать на консультацию и подбор аудио оборудования любой сложности, пишите, звоните, приходите в гости в Dr.Head!

Комментарии (0):
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено