Меню
Каталог товаров

История появления супер-кабелей

Тема аудиокабелей традиционно вызывает жаркие споры… Часто скептики отрицают и простую практическую проверку на собственном опыте и теоретические обоснования конструктивных особенностей аудиокабелей, хотя на сегодняшний день на эту тему собрана богатая теоретическая база. Мы не хотим ни с кем спорить, а традиционно приглашаем в гости в магазины Dr.Head — послушать и сделать собственные выводы. Но это практика, а что касается теории — будем делиться с вами интересной информацией на тему кабелей. Например, сегодня предлагаем вам отрывок из «Поваренной книги суперкабелей» Аллена Райта (The SuperCables CookBook, Allen Wright). В этом отрывке основатель компании Vacuum State освещает историю появления индустрии кастомных аудиокабелей.

Если вы интересовались музыкой в далеких и темных 60-х, то у вас, возможно, были ламповые усилки, которые сейчас стоят больше, чем, когда они были новые, но вот провода…?

Готов биться с вами об заклад — свои Altec’и K-Horn’ы вы подключали силовыми кабелями, а в качестве внутренних соединительных проводов у вас были сдвоенные экранированные дешевки в спиральной оплетке, которыми сегодня вы и мусорные мешки перевязывать не станете!

Старые Marantz’ы и MacIntosh’и сегодня расходятся по действительно замечательным ценам потому, что они способны конкурировать с тем, что предлагается сейчас, и даже превосходить это… Но сетевой шнур?Забудьте!

В общем хоре крикунов в 70-е нашлись смелые люди, заговорившие о том, что кабели — это слабое звено в аудиосистеме, и в муках, но родилась индустрия суперкабелей.

Думаю, что всегда будут идти споры о том, кто был основателем этого движения, но Роберт Фултон (далее сокращенно: РФ) может претендовать на эту роль вполне обоснованно. Мне выпала огромная удача, я познакомился с мистером Фултоном и говорил с ним на Чикагской выставке бытовой электроники в далеком 1982 г., и вот что он рассказал мне:

«Мы основали этот кабельный бизнес еще в 1975».

Далее он рассказал мне замечательную историю о том, каким образом он обнаружил необходимость специальных кабелей (этот разговор я записал, поэтому воспроизвожу его не по памяти). У него был контракт на поставку акустических систем для больниц и университетов, занимающихся исследованиями в области слуха, и одно из этих учреждений работало с кошками:

РФ: «Кошка слышит звук до 45 000 Гц. Они вырабатывали у кошки рефлекс, то есть давали ей импульс на 10 тысяч Гц, а кошка училась, что, если она потом нажмет на нужную штуковину, то получит молоко, на 12 кГц — кусок лосося, на 15 тысяч — воды, а 22 тысячи — к ней запустят еще одну кошку.

Потом им понадобилось более толковое животное, и они достали себе бабуина. Знаете, что бабуин способен слышать звук до 75 кГц? Слышит такие вещи, о существовании которых кошка даже не подозревает!

Так вот, мы привозим им новый громкоговоритель с ровным откликом на 115 дБ до 80 кГц. Исследователи смогут дать бабуину сигнал до 75 кГц, который он сможет услышать — все в предвкушении. В первый день все были в полной эйфории, а на второй день произошла весьма интересная вещь. Они выдавали ему сигнал сложной формы на частоте 10 кГц, а он с места не двигался и только крутил головой из стороны в сторону. Ну, они и подумали, что опять наделал этот тронутый Фултон? Они продолжили эксперимент, и в конце концов животному стало плохо, его стошнило, и оно вообще перестало реагировать.

Они позвонили мне и сказали: „Что-то с Вашей системой не так“. Всегда виноваты колонки. Ну, а я спросил: „Сколько дБ вы дали животному?“

„Ну, может 95“.

„… 95 при частоте 80 кГц это немало, этим почти что металл можно резать… может вам посмотреть, не сожгли ли вы ему в ушах все волосяные луковицы“.

…в общем, они подключили к его мозгу ЭКГ и дали ему импульс. Так вот, информацию он получал, но ничего не делал… поэтому я им сказал: „Присылайте все назад — провода, усилитель и компьютерный интерфейс, чтобы я мог весь ваш опыт повторить у себя“.

В общем, приехал грузовик со всем этим делом, я все собрал — проверил акустическую систему, а она работает лучше, чем я обещал — отклик доходит почти до 90 кГц. Мог бы больше денег взять. Испытываю я эту штуковину в лаборатории три дня и никаких неисправностей не нахожу — искажение низкое, децибелы она выдает, не гремит. Еще немного усилий, и я бы раскачал ее до 100 кГц…

Затем я проверил провод — сдвиг по фазе на 55 градусов при 40 кГц и на 95 при 80 кГц, то есть несчастное животное получало начальный сигнал здесь, а остальной там, и ему становилось плохо. Это, типа, как у нас с эффектом Доплера, когда поезд проезжает мимо… ну, вы поняли, что с ним произошло? Знаете, ему стало так плохо, что он ничего делать не мог, ну, я и подумал: „Господи, я и не подозревал, что провод этот никуда не годится“ …обычный сетевой шнур… потом я подумал: „Почитаю в техническом справочнике Термана, как сделать этот провод лучше…“. Терман рассматривал звук до 10 кГц, опять толку от Термана никакого… прочел я все, и ничего не помогает, так что я сказал себе: „Придется нам изготовить новый провод — раньше такого никто не делал“. Так что, начинаю я смотреть все радиочастотные провода — очень плохо, звук просто ужасный, шумы всякие… дело в том, что в радиотехнике между жилами обычно нет перекрестного обмена, а в аудиотехнике есть… ну, мы выяснили, в чем причина… ранее, когда к нам приходили колонки на ремонт, мы снимали изоляцию проводов, чтобы все переделать, а они внутри были черными! Причина была в том, что жилы искрили. Искра проскакивала между жилами!

АР: Даже при том, что технически потенциалы в них были одинаковыми?

РФ: Да, видите, электрическая дуга — и в этом самое интересное — потенциал внутренних отличается от потенциала внешних из-за скин-эффекта на более высоких частотах.

АР: Парень из Monster Cable говорил об этом.

РФ: Да, они у нас этому научились! На самом деле, начиная с 6 кГц, то есть с верхних частот фортепиано, начинается движение на край провода — а мы думали, что частота должна быть значительно выше — так что, начиная с 6 кГц у нас возникают проблемы. А при 80 кГц у нас начинается совсем другая игра! Причем это 80 при аудио мощности, а не при мощности радиочастот.

АР: Да, не в системе с постоянным импедансом.

РФ: Точно. Так что, мы сделали такой провод, который при 90 кГц будет иметь отклонение в 1 градус, тогда как старый провод — сетевой шнур — имел смещение почти на 100 градусов, а при 150 кГц — почти на 280 градусов!

Вот, мы сделали этот провод, и я понял, насколько он качественный. Много времени ушло на то, чтобы намотать его, как положено. Избавиться от всех зазоров, чтобы он был плотно смотан, загерметизировал его и отправил, он был заделан в такой пожарный шланг. Когда они его получили, этот исследователь говорит: „А чего шнур такой большой?“

„Не забивай себе голову, подключай“.

Они его подключили, и сразу все проблемы с животным закончились… оно моментально все схватило и поняло!»

Ну, я подумал и сказал: «Надо же! Если подошло бабуину, то мне будет каково?»… ну, и сделал точно такой же себе, подключил им нашу самую большую премиальную систему колонок — и все стало совсем по-другому

Окей, окей, скажете вы. Интересная история, но я-то не бабуин — я даже 18 кГц уже не слышу, так в чем же проблема? Какое ко мне-то имеет отношение сдвиг по фазе при 80 кГц?

Что же, дальше он рассказал мне про случай с бас-кларнетистом. Музыкант сыграл одну ноту, пока Роберт настраивал микрофоны для звукозаписи, и он услышал, как «оживилось» каждое отверстие по всей длине кларнета по мере того, как первая волна воздушного давления проходит внутри корпуса инструмента. Он просто оказался в нужное время в нужном месте, чтобы услышать этот эффект, который настолько его поразил, что он попросил кларнетиста сыграть эту ноту еще раз и записал ее — а при анализе на скоростном запоминающем осциллографе обнаружил, что этот так называемый басовый инструмент выдает поддающиеся измерениям повторяющиеся гармоники на 18 и 24 кГц, а первоначальный переходный процесс происходил на 48 кГц!

Ну, в отличие от большой обезьяны вы, возможно, и не слышите 48 кГц, но я уверен, что 6 кГц вы слышите, и именно эта частота висит в воздухе, когда эти 18- и 24-килогерцевые гармоники звучат вместе. А если 48- и 24-килогерцевые гармоники отличаются друг от друга не ровно на октаву из-за отклонений в конструкции инструмента, вы услышите (или по крайней мере почувствуете) разницу между ними, которая снова может оказаться в басовом диапазоне. Представьте себе, что вместе со вторым 24-килгерцовым обертоном звучит частота 48,05 кГц, вследствие чего появляется 50-герцовая нота, которая ни к чему не привязана, но характерна для этого конкретного инструмента, а если ее нет, то получается не совсем то звучание!

Другие тесты показывают, что система человеческих органов чувств обладает кое-какими удивительными возможностями. Одна такая история, которую я слышал, заключалась в том, что 50 лет тому назад при тестировании, проводившемся в рамках военных экспериментов во время Второй мировой войны, было выявлено, что «обычные люди с улицы» слышат «провалы» продолжительностью в половину микросекунды в белом шуме, который для них воспроизводили при помощи обычных колонок того времени, которые в лучшем случае выдавали до 8 кГц!

В своей книге «Сборник рецептов для ламповых предусилителей» я привожу другие примеры сверхвозможностей органов чувств, которые я наблюдал лично.

Так что, хотите верьте, хотите нет, но есть высокая вероятность того, что сдвиг по фазе при 80 кГц может повлиять на то удовольствие, которые вы получаете от музыки, а злодеи в этой пьесе — ваши кабели.

Я лично познакомился с тем влиянием, которое провода могут оказывать на систему, когда один хороший приятель (Роуан МакКоум, также известный как Гуру) зашел ко мне как-то вечером, взял кусок лампового шнура для одного канала, и порвал его на два провода прежде, чем я смог ему помешать.

Какой беспорядок, когда-то аккуратный и красивый кабель теперь лежал скрученный и некрасивый на полу, и на стерео тоже можно было поставить крест, поскольку в порванном канале вдруг появилось настолько больше динамики, что канал без коррекции было просто не слышно!

С тех пор я гоняюсь по пятам за каждой новой возможностью по части проводов, которую только могу найти, а нашел я их много…

Вот такая вот история, друзья! Впереди еще много интересного. А в наших магазинах вы всегда можете рассчитывать на консультацию и подбор аудио оборудования любой сложности, пишите, звоните, приходите в гости в Dr.Head!

Комментарии (0):
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
 
Бренды
1MORE Abyss Acoustic Signature ADAM AUDIO Adidas ADL AfterShokz AIAIAI AKAI AKG Alesis Alive Audio Allen & Heath Allocacoc Alpine Amphenol Amphion Analog Renaissance Anker APOGEE Apollo Apple Arcam Arozzi Astell & Kern Aston Asus Atlas Audeze Audio Pro Audio-Technica Audiolab AudioQuest AudioValve Audix Aukey AURATONE Aurender Aurisonics AVM Audio
AXES Bang & Olufsen Baseus Bassocontinuo Beats Behringer Belkin Belsis Beyerdynamic Biamp Biopor Black Fox Bluesound BMW Bose Bowers & Wilkins Boya Brauner Bryston Burson Audio Cambridge Audio Campfire Audio Canton Cary Audio Case-Mate Cayin Chord Clearaudio Colorful Comply Cooler Master Cordial Corsair Cowon Creative Crosley CTM Dali DBX Dekoni
Denon Deppa DiGiCo DiGiGrid DigiTech DPA Dr.Head Dreamvawe Dual DUNU Duracell Dynaudio Elari Elecom Energizer ERATO Esoteric Etymotic Research Exposure Fender FiiO Final Audio Fisch Audiotechnik Fischer Audio Focal Focusrite Fostex Fujimi Funtastique Furutech Gamdias Gator Genelec Gigawatt Gissar Gold Note Golla Gravity Griffin Groneberg
Hama Harman/Kardon HECO HEDD Hercules Hewlett Packard HIFIMAN Hiper HUAWEI Hybrid Audio HyperX iBasso ICE-Q iFi IK Multimedia In-ear Inakustik Ion Audio IsoAcoustics IsoTek iSound Jabra JBL JH Audio JVC K&M Kimber Kable Kingston Klipsch Klotz Korg Koss KRK Kworld Labkable Laconic Lanchiya LD Systems Le Cord Lehmann Audio
Lewitt Line 6 Logitech Luxman Lyambda M-Audio Mac Audio Mackie Mag-Lev Magnat Maono Marantz Marley Marshall Master & Dynamic Maxell Mcintosh MEE Audio Meizu MELCO Meters Meze Michi MoFi Momax Monitor Audio MONKEY BANANA Monster Moodz Nubuck Moshi MOTU Mpow MrSpeakers MSB Musatoff Musical Fidelity Mytek NAD Naim Native Instruments
NEOTECH Neumann Neutrik Ningbo Noble Nobunaga Labs Noise Killer Nomad Nordost Novation Nude Audio Numark Nyne oBravo Oehlbach Onkyo Oppo Ortofon Otovita Oyaide Padmate Perfect sound Phiaton Philips Pioneer Plantronics Polk Audio Popsockets PreSonus PrimeLine Pro-Ject Promate PS Audio PSB QCY QED Quad Questyle Quik Lok Razer
RCF Real Cable ReCables Rega RHA Ritmix RME Rock Rockdale Rockport Technologies RODE Roland ROLI Rombica Royer Ruark Rupert Neve Designs Sabaj Samsung SanDisk Satechi Schiit Sennheiser Shanling Shure Sieveking Sound Silicon Power Sim Audio SIMGOT Simpleway Simply Analog SleepPhones SMSL Softube SOL Republic Solove Sonus Faber Sony Soundcraft SoundLink
Soyuz Spectral Spigen SpinFit SPL Stax Stealth Sonics SteelSeries Sumiko Synergistic Research T+A Tannoy Target Tascam TC Electronic TC HELICON TEAC Technics Telefunken The Bit Thorens Thronmax TiTech Tonar Townsend Labs Tralucent Transparent Audio Triangle TS cable Tutti Frutti Twelve South UAG Ultimate Ultimate Ears Ultralink Ultrasone Unipads Universal Audio Urbanears V-Moda
Van Den Hul Venture Craft Vivanco Westone Whiplash Wireworld Xiaomi Yamaha YAXI Zoom Audio Яндекс