История появления джаза: что это за музыка и как она повлияла на современную культуру
Дата публикации
Примерное время прочтения
Количество просмотров
Количество комментариев
Статья понравилась
Статья не понравилась

Какие ассоциации возникают, когда произносят слово «джаз» или ставят запись? Возможно, следующие: «Это музыка не для всех, сложная, малопонятная и без чёткой формы». Подобные мысли есть не только у тех, кто открывает для себя этот жанр, но и у музыковедов. Например, Тед Джоя, автор хрестоматийной «Истории джаза», в одном из интервью говорит: «Джазовая музыка запутана; её тенденции сложны и часто меняются туда-сюда удивительным образом». Он сомневается, что историю этого жанра можно расположить на линии времени, но хронология сегодня нам все же поможет.
В этом материале мы представим кратчайшую историю джаза: некоторые особенности и важные этапы в его развитии. Мы составили путеводитель с самыми интересными джазовыми «достопримечательностями», которые нельзя пропустить в путешествии по музыке. Также у нас есть карта по отечественному джазу, из которой вы узнаете, где послушать живой джаз и как складывалась его традиция.
Содержание
Определение
Заглянем в энциклопедию Britannica и слегка обобщим написанное. Джаз — это обширный стиль музыки, характеризующийся сложной гармонией, синкопированными ритмами и сильным акцентом на импровизации. Он придуман темнокожими американцами и получил черты как африканских, так и европейских ритмов и гармоний.
Географическое и культурное происхождение
Хотя история жанра вызывает много споров, исследователи сходятся в одном — в месте появления джаза. Джаз начинался как уникальный американский звук, выкованный в «плавильном котле» культур на юге США, — преимущественно в Новом Орлеане. Этот портовый город в начале двадцатого века переживал не лучшие времена, так как торговые пути начали его огибать. При этом дети уже свободных афроамериканцев вряд ли могли его покинуть, продолжая работать в полях. Музыка становилась для них способом высказаться и объединяла общины. Впоследствии она превратилась в социальный лифт, который работал не хуже баскетбола.
Новый музыкальный жанр появился в афроамериканских общинах как заявление, протест и призыв. Возможно, поэтому джаз — настолько свободная музыка. Жанр прижился и распространился в начале XX века, подхваченный музыкантами из других штатов. Лос-Анджелес, Денвер, Балтимор, Нью-Йорк и даже шахтерские города в Колорадо стали центрами джазовой культуры. В 1920-е она «выплеснулась» за пределы США и получила всемирную узнаваемость.
Музыкальные истоки
Хотя жанр смешивает стили многих музыкальных традиций, есть две ключевых, повлиявших на джаз: блюз и регтайм. Расслабленный и тягучий блюз встречается с синкопированными ритмами регтайма, образуя нечто новое. Песни, которые рабы пели на плантациях, фольклор и госпелы с юга, а также популярные духовые оркестры Нового Орлеана — всё это основание джаза. Ранние джазовые музыканты, такие как Джелли Ролл Мортон и Луи Армстронг, основывались на этих формах и импровизировали над ними, что привело к появлению совершенно нового жанра американской музыки.
Музыкальная форма развивалась, охватывая популярные музыкальные стандарты, поп, рок, фанк и даже настоящие авангардные композиции. Многое зависело от кругозора конкретных музыкантов. Интересно было бы изучить, как, например, И. Стравинский, С. Рахманинов и А. Скрябин повлияли на жанр, ведь ими многие вдохновлялись…
Как звучит джаз?
Эта музыка пересекается почти со всеми жанрами от блюза, рока и электроники до классики. Так создаётся широкий спектр поджанров. Несколько центральных элементов, которые помогают определить, что перед нами джаз:
Ритмы. Традиционные джазовые ритмы известны своими качающимися восьмыми нотами, где первая нота в паре восьмых получает дополнительный акцент, а вторая слабеет, поскольку «качается» к следующей ноте. Между тем, латинский джаз, который построен на музыке стран Карибского бассейна, не качается, но включает синкопированные ритмы, часто взятые из афро-кубинских традиций.
Изысканные гармонии. Джазовая музыка редко использует трехнотные аккорды, которые определяют поп, кантри и фолк. Почти все джазовые аккорды «усложнены» дополнительными звуками, чтобы дать нужное настроение и напряжение.
Импровизация. Возможно, больше, чем что-либо другое, дух импровизации объединяет почти все формы джаза. Все участники бэнда, от исполнителей ведущих инструментов до ритм-секции и вокалистов, могут импровизировать под джазовую мелодию. Например, всё затихает, и мы слышим только соло на контрабасе.
8 основных инструментов
Барабаны — основа ритм-секции. Обычно джазовые барабанщики играют на ударной установке из четырех или пяти инструментов. Латинские джазовые ансамбли часто включают в себя ручную перкуссию или кахон в дополнение к ударной установке. Известные джазовые барабанщики: Арт Блэйки, Макс Роуч и Билли Кобэм.
Бас. Практические на всех записях вы услышите контрабас или бас-гитару. Известные джазовые басисты включают Чарльза Мингуса, Рэя Брауна, Дейва Холланда и Гэри Пикока.
Клавишные. Фортепиано — классическая и центральная часть джазового ансамбля. Бад Пауэлл, Телониус Монк, Билл Эванс, Херби Хэнкок, Кит Джарретт и Джейсон Моран — вот лишь некоторые из многих легендарных джазовых пианистов и клавишников.
Гитара. По популярности уступает только клавишным. Это наиболее распространенный аккордовый инструмент в джазовом ансамбле. Чарли Крисчен, Уэс Монтгомери, Джо Пасс, Пат Метени и Майк Стерн — лишь часть списка известных джазовых гитаристов.
Труба. С зарождения в Новом Орлеане джазовые коллективы включали трубача. Луи Армстронг, Майлз Дэвис, Диззи Гиллеспи и Уинтон Марсалис — все они являются культовыми джазовыми трубачами.
Тромбон. Хотя и не такой яркий, как труба, тромбон остаётся неотъемлемой частью джазовых биг-бэндов и современных ансамблей. Робин Юбенкс и Терк Мерфи — звезды джазового тромбона.
Саксофон. Самый романтичный инструмент с огромными импровизационными возможностями. Часто занимает солирующее место. Коулмен Хокинс, Лестер Янг, Чарли Паркер, Джон Колтрейн, Сонни Роллинз, Орнетт Коулман и Майкл Брекер входят в число самых известных саксофонистов в истории.
Вокал. По сравнению с другими формами популярной музыки джаз менее зависим от ведущего вокалиста. Тем не менее, многие джазовые вокалисты добились всемирной известности, включая Сару Воан, Билли Холидей и Эллу Фицджеральд.
С кого начать знакомство?
Эта музыка подарила плеяду легендарных исполнителей и композиторов. Вот несколько влиятельных представителей:
Луи Армстронг — всемирно известный джазовый трубач и вокалист, популяризировавший свинг.
Дюк Эллингтон — джазовый пианист и выдающийся композитор, который привнес в джаз новаторство и эмоциональную глубину.
Чарльи Паркер — саксофонист руководитель оркестра и композитор, стоявший у истоков развития бибопа.
Каунт Бейси — джазовый пианист, органист, руководитель оркестра и композитор, популяризировавший биг-бэнд и оркестровый джаз.
Майлз Дэвис — один из виртуозов игры на трубе, сделавший джаз доступнее для широкой аудитории.
Элла Фицджеральд — одна из величайших вокалисток в истории джаза — «Первая леди джаза».
Своё знакомство с джазом можно начать с этих исполнителей. На их примере вы поймёте форму и содержание этой музыки.
Основные вехи истории джаза
1900-е. Музыковеды прослеживают джазовую музыку до Нового Орлеана начала двадцатого века, где такие музыканты, как Джелли Ролл Мортон, Кинг Оливер и Луи Армстронг, во многом заимствовали регтайм, блюз и духовые секции маршей. Даже похоронная народная музыка вдохновляла ранних исполнителей. Южный джаз из Нового Орлеана в конечном итоге стал известен как диксиленд.
1920-е и 30-е годы. Другими ранними столицами джаза были Чикаго и Канзас-Сити (где долго базировался оркестр Каунта Бейси), но именно Нью-Йорк сделал джаз краеугольным камнем американской культуры. В нём сколачивали свои биг-бэнды Дюк Эллингтон и Флетчер Хендерсон, играя для публики в ночных клубах. Эллингтон, в частности, был известен своими оригинальными композициями, которые черпали вдохновение из классической музыки и выделяли солистов в составе Ellington Big Band.
1940-е и 50-е годы. В 1940-х годах нью-йоркские музыканты, такие как Чарли Паркер, Диззи Гиллеспи, Бад Пауэлл и Арт Блэйки, разработали джазовый поджанр под названием бибоп. Этот стиль музыки включал быструю игру, активное соло на фоне смены аккордов и рутинную синкопу. Некоторые музыканты, в том числе Орнетт Коулман и Modern Jazz Quartet, бросили вызов гармониям традиционного джаза. Коулману приписывают создание жанра под названием фри-джаз , который в значительной степени избавился от песенной формы, определяющей большинство стандартов.
1960-е. Появление пост-бибопа (или пост-бопа), замедлившего темп и добавившего гармонической изысканности. Телониус Монк, Чарльз Мингус и Майлз Дэвис оттачивали свои навыки в бибопе, но стали более известны своими композициями в стиле пост-боп. Дэвис стал основоположником направления кул-джаз, который подчеркивал более медленный темп и минималистичные текстуры. Виртуозные саксофонисты Джон Колтрейн и Сонни Роллинз были одинаково искусны в бибопе, кул-джазе и даже в пост-тональных импровизациях (как на пластинке Колтрейна Ascension). Тем временем Херби Хэнкок и Джо Завинул объединили джаз с фанком и роком, чтобы создать новый жанр, известный как фьюжн. А Пат Метени и Билл Фризелл нашли вдохновение в фолк-музыке и добавили этот жанр в свои джазовые выступления.
1970-е. Эпоха фьюжна. Майлз Дэвис, Чик Кориа и Джон Маклафлин включали в свою музыку элементы рока, фанка и R&B. Фьюжн опирался на использование электрических и электронных инструментов с постоянным акцентом на расширенной импровизации и ансамблевом взаимодействии. Кроме того, десятилетие стало свидетелем создания «плавного джаза», который характеризовался более коммерческим и доступным звучанием. В то время большую популярность приобрели Гровер Вашингтон-младший, Джордж Бенсон и Дэвид Сэнборн, смешивая элементы R&B и фанка в своей музыке и представляя более простые мелодии и грувы с небольшими импровизациями. Интересно, что также наблюдался возврат к более традиционным направлениям. Уинтон Марсалис и джаз-бэнд Preservation Hall Jazz Band начали возрождать и переосмысливать ранние джазовые стили.
1980-е. Идейное продолжение 70-х с укреплением фьюжна и большим количеством международных, неамериканских артистов, выходящих на джазовую сцену. Кроме того, эпоха уступила место эйсид-джазу — стилю, смешивающему элементы фанка, соула и рока с традиционным джазом для создания более бодрого и танцевального звучания. Яркими представителями направления были Incognito и Brand New Heavies.
1990-е. Влияние хип-хопа столь велико, что цепляет и джаз. Появляется джаз-рэп с A Tribe Called Quest, Gang Starr и Digable Planets. Другое важное направление — ню-джаз (Nu jazz) — включило элементы электронной музыки, дав слушателю более экспериментальное и абстрактное звучание. В этом десятилетии электронная музыка только прокладывает себе путь через гранжевую сцену к джазу. Хотя это не помешало и противоположной тенденции возврата к «корням» Нового Орлеана.
2000-е. Новое тысячелетие только усилило ню-джаз с помощью новых инструментов. Если в 1970-е музыканты использовали аналоговые органы, то в нулевые — сэмплеры и цифровые синтезаторы. Как и в другие десятилетия, мы также увидели противоположный всплеск интереса к традиционным стилям, таким как свинг и бибоп.
2010-е. Жанр продолжает вдохновляться другими стилями, но заметных крупных музыкальных спин-оффов в это десятилетие не вышло. Возможно, самое большое изменение — рост джазовых фестивалей, клубов и лаунжей, а также растущая доступность джазовой музыки на стриминговых платформах.
2020-е. Ещё в стадии «загрузки». Мы видим ожидаемо растущее значение цифровых платформ и соцсетей, которые упростили артистам связь с поклонниками и распространение их музыки. Также мы вошли во время бесчисленных коллабораций, где все хотят сотрудничать со всеми, чтобы усилить эффект и увеличить охват. Это хороший способ открыть зумерам и миллениалам джазовый культурный пласт.
Заключение
Джаз — удивительный мир, в который может заглянуть каждый без ограничений. Дорогу осилит идущий, а каждый шаг на пути джаза — это живые эмоции и истории людей. В Dr.Head мы собрали большую коллекцию джаза разных направлений и хотим поделиться ею с вами. Наши музыкальные эксперты проведут вас по извилистым улочкам жанра и откроют его новые имена. Ждём вас в гости!