История появления джаза: что это за музыка и как она повлияла на современную культуру

Какие ассоциации возникают, когда произносят слово «джаз» или ставят запись? Возможно, следующие: «Это музыка не для всех, сложная, малопонятная и без чёткой формы». Подобные мысли есть не только у тех, кто открывает для себя этот жанр, но и у музыковедов. Например, Тед Джоя, автор хрестоматийной «Истории джаза», в одном из интервью говорит: «Джазовая музыка запутана; её тенденции сложны и часто меняются туда-сюда удивительным образом». Он сомневается, что историю этого жанра можно расположить на линии времени, но хронология сегодня нам все же поможет.
В этом материале мы представим кратчайшую историю джаза: некоторые особенности и важные этапы в его развитии. Мы составили путеводитель с самыми интересными джазовыми «достопримечательностями», которые нельзя пропустить в путешествии по музыке. Также у нас есть карта по отечественному джазу, из которой вы узнаете, где послушать живой джаз и как складывалась его традиция.
Содержание
Определение
Заглянем в энциклопедию Britannica и слегка обобщим написанное. Джаз — это обширный стиль музыки, характеризующийся сложной гармонией, синкопированными ритмами и сильным акцентом на импровизации. Он придуман темнокожими американцами и получил черты как африканских, так и европейских ритмов и гармоний.
Географическое и культурное происхождение
Хотя история жанра вызывает много споров, исследователи сходятся в одном — в месте появления джаза. Джаз начинался как уникальный американский звук, выкованный в «плавильном котле» культур на юге США, — преимущественно в Новом Орлеане. Этот портовый город в начале двадцатого века переживал не лучшие времена, так как торговые пути начали его огибать. При этом дети уже свободных афроамериканцев вряд ли могли его покинуть, продолжая работать в полях. Музыка становилась для них способом высказаться и объединяла общины. Впоследствии она превратилась в социальный лифт, который работал не хуже баскетбола.
Новый музыкальный жанр появился в афроамериканских общинах как заявление, протест и призыв. Возможно, поэтому джаз — настолько свободная музыка. Жанр прижился и распространился в начале XX века, подхваченный музыкантами из других штатов. Лос-Анджелес, Денвер, Балтимор, Нью-Йорк и даже шахтерские города в Колорадо стали центрами джазовой культуры. В 1920-е она «выплеснулась» за пределы США и получила всемирную узнаваемость.
Музыкальные истоки
Хотя жанр смешивает стили многих музыкальных традиций, есть две ключевых, повлиявших на джаз: блюз и регтайм. Расслабленный и тягучий блюз встречается с синкопированными ритмами регтайма, образуя нечто новое. Песни, которые рабы пели на плантациях, фольклор и госпелы с юга, а также популярные духовые оркестры Нового Орлеана — всё это основание джаза. Ранние джазовые музыканты, такие как Джелли Ролл Мортон и Луи Армстронг, основывались на этих формах и импровизировали над ними, что привело к появлению совершенно нового жанра американской музыки.
Музыкальная форма развивалась, охватывая популярные музыкальные стандарты, поп, рок, фанк и даже настоящие авангардные композиции. Многое зависело от кругозора конкретных музыкантов. Интересно было бы изучить, как, например, И. Стравинский, С. Рахманинов и А. Скрябин повлияли на жанр, ведь ими многие вдохновлялись…
Как звучит джаз?
Эта музыка пересекается почти со всеми жанрами от блюза, рока и электроники до классики. Так создаётся широкий спектр поджанров. Несколько центральных элементов, которые помогают определить, что перед нами джаз:
Ритмы. Традиционные джазовые ритмы известны своими качающимися восьмыми нотами, где первая нота в паре восьмых получает дополнительный акцент, а вторая слабеет, поскольку «качается» к следующей ноте. Между тем, латинский джаз, который построен на музыке стран Карибского бассейна, не качается, но включает синкопированные ритмы, часто взятые из афро-кубинских традиций.
Изысканные гармонии. Джазовая музыка редко использует трехнотные аккорды, которые определяют поп, кантри и фолк. Почти все джазовые аккорды «усложнены» дополнительными звуками, чтобы дать нужное настроение и напряжение.
Импровизация. Возможно, больше, чем что-либо другое, дух импровизации объединяет почти все формы джаза. Все участники бэнда, от исполнителей ведущих инструментов до ритм-секции и вокалистов, могут импровизировать под джазовую мелодию. Например, всё затихает, и мы слышим только соло на контрабасе.
8 основных инструментов
Барабаны — основа ритм-секции. Обычно джазовые барабанщики играют на ударной установке из четырех или пяти инструментов. Латинские джазовые ансамбли часто включают в себя ручную перкуссию или кахон в дополнение к ударной установке. Известные джазовые барабанщики: Арт Блэйки, Макс Роуч и Билли Кобэм.
Бас. Практические на всех записях вы услышите контрабас или бас-гитару. Известные джазовые басисты включают Чарльза Мингуса, Рэя Брауна, Дейва Холланда и Гэри Пикока.
Клавишные. Фортепиано — классическая и центральная часть джазового ансамбля. Бад Пауэлл, Телониус Монк, Билл Эванс, Херби Хэнкок, Кит Джарретт и Джейсон Моран — вот лишь некоторые из многих легендарных джазовых пианистов и клавишников.
Гитара. По популярности уступает только клавишным. Это наиболее распространенный аккордовый инструмент в джазовом ансамбле. Чарли Крисчен, Уэс Монтгомери, Джо Пасс, Пат Метени и Майк Стерн — лишь часть списка известных джазовых гитаристов.
Труба. С зарождения в Новом Орлеане джазовые коллективы включали трубача. Луи Армстронг, Майлз Дэвис, Диззи Гиллеспи и Уинтон Марсалис — все они являются культовыми джазовыми трубачами.
Тромбон. Хотя и не такой яркий, как труба, тромбон остаётся неотъемлемой частью джазовых биг-бэндов и современных ансамблей. Робин Юбенкс и Терк Мерфи — звезды джазового тромбона.
Саксофон. Самый романтичный инструмент с огромными импровизационными возможностями. Часто занимает солирующее место. Коулмен Хокинс, Лестер Янг, Чарли Паркер, Джон Колтрейн, Сонни Роллинз, Орнетт Коулман и Майкл Брекер входят в число самых известных саксофонистов в истории.
Вокал. По сравнению с другими формами популярной музыки джаз менее зависим от ведущего вокалиста. Тем не менее, многие джазовые вокалисты добились всемирной известности, включая Сару Воан, Билли Холидей и Эллу Фицджеральд.
С кого начать знакомство?
Эта музыка подарила плеяду легендарных исполнителей и композиторов. Вот несколько влиятельных представителей:
Луи Армстронг — всемирно известный джазовый трубач и вокалист, популяризировавший свинг.
Дюк Эллингтон — джазовый пианист и выдающийся композитор, который привнес в джаз новаторство и эмоциональную глубину.
Чарльи Паркер — саксофонист руководитель оркестра и композитор, стоявший у истоков развития бибопа.
Каунт Бейси — джазовый пианист, органист, руководитель оркестра и композитор, популяризировавший биг-бэнд и оркестровый джаз.
Майлз Дэвис — один из виртуозов игры на трубе, сделавший джаз доступнее для широкой аудитории.
Элла Фицджеральд — одна из величайших вокалисток в истории джаза — «Первая леди джаза».
Своё знакомство с джазом можно начать с этих исполнителей. На их примере вы поймёте форму и содержание этой музыки.
Основные вехи истории джаза
1900-е. Музыковеды прослеживают джазовую музыку до Нового Орлеана начала двадцатого века, где такие музыканты, как Джелли Ролл Мортон, Кинг Оливер и Луи Армстронг, во многом заимствовали регтайм, блюз и духовые секции маршей. Даже похоронная народная музыка вдохновляла ранних исполнителей. Южный джаз из Нового Орлеана в конечном итоге стал известен как диксиленд.
1920-е и 30-е годы. Другими ранними столицами джаза были Чикаго и Канзас-Сити (где долго базировался оркестр Каунта Бейси), но именно Нью-Йорк сделал джаз краеугольным камнем американской культуры. В нём сколачивали свои биг-бэнды Дюк Эллингтон и Флетчер Хендерсон, играя для публики в ночных клубах. Эллингтон, в частности, был известен своими оригинальными композициями, которые черпали вдохновение из классической музыки и выделяли солистов в составе Ellington Big Band.
1940-е и 50-е годы. В 1940-х годах нью-йоркские музыканты, такие как Чарли Паркер, Диззи Гиллеспи, Бад Пауэлл и Арт Блэйки, разработали джазовый поджанр под названием бибоп. Этот стиль музыки включал быструю игру, активное соло на фоне смены аккордов и рутинную синкопу. Некоторые музыканты, в том числе Орнетт Коулман и Modern Jazz Quartet, бросили вызов гармониям традиционного джаза. Коулману приписывают создание жанра под названием фри-джаз , который в значительной степени избавился от песенной формы, определяющей большинство стандартов.
1960-е. Появление пост-бибопа (или пост-бопа), замедлившего темп и добавившего гармонической изысканности. Телониус Монк, Чарльз Мингус и Майлз Дэвис оттачивали свои навыки в бибопе, но стали более известны своими композициями в стиле пост-боп. Дэвис стал основоположником направления кул-джаз, который подчеркивал более медленный темп и минималистичные текстуры. Виртуозные саксофонисты Джон Колтрейн и Сонни Роллинз были одинаково искусны в бибопе, кул-джазе и даже в пост-тональных импровизациях (как на пластинке Колтрейна Ascension). Тем временем Херби Хэнкок и Джо Завинул объединили джаз с фанком и роком, чтобы создать новый жанр, известный как фьюжн. А Пат Метени и Билл Фризелл нашли вдохновение в фолк-музыке и добавили этот жанр в свои джазовые выступления.
1970-е. Эпоха фьюжна. Майлз Дэвис, Чик Кориа и Джон Маклафлин включали в свою музыку элементы рока, фанка и R&B. Фьюжн опирался на использование электрических и электронных инструментов с постоянным акцентом на расширенной импровизации и ансамблевом взаимодействии. Кроме того, десятилетие стало свидетелем создания «плавного джаза», который характеризовался более коммерческим и доступным звучанием. В то время большую популярность приобрели Гровер Вашингтон-младший, Джордж Бенсон и Дэвид Сэнборн, смешивая элементы R&B и фанка в своей музыке и представляя более простые мелодии и грувы с небольшими импровизациями. Интересно, что также наблюдался возврат к более традиционным направлениям. Уинтон Марсалис и джаз-бэнд Preservation Hall Jazz Band начали возрождать и переосмысливать ранние джазовые стили.
1980-е. Идейное продолжение 70-х с укреплением фьюжна и большим количеством международных, неамериканских артистов, выходящих на джазовую сцену. Кроме того, эпоха уступила место эйсид-джазу — стилю, смешивающему элементы фанка, соула и рока с традиционным джазом для создания более бодрого и танцевального звучания. Яркими представителями направления были Incognito и Brand New Heavies.
1990-е. Влияние хип-хопа столь велико, что цепляет и джаз. Появляется джаз-рэп с A Tribe Called Quest, Gang Starr и Digable Planets. Другое важное направление — ню-джаз (Nu jazz) — включило элементы электронной музыки, дав слушателю более экспериментальное и абстрактное звучание. В этом десятилетии электронная музыка только прокладывает себе путь через гранжевую сцену к джазу. Хотя это не помешало и противоположной тенденции возврата к «корням» Нового Орлеана.
2000-е. Новое тысячелетие только усилило ню-джаз с помощью новых инструментов. Если в 1970-е музыканты использовали аналоговые органы, то в нулевые — сэмплеры и цифровые синтезаторы. Как и в другие десятилетия, мы также увидели противоположный всплеск интереса к традиционным стилям, таким как свинг и бибоп.
2010-е. Жанр продолжает вдохновляться другими стилями, но заметных крупных музыкальных спин-оффов в это десятилетие не вышло. Возможно, самое большое изменение — рост джазовых фестивалей, клубов и лаунжей, а также растущая доступность джазовой музыки на стриминговых платформах.
2020-е. Ещё в стадии «загрузки». Мы видим ожидаемо растущее значение цифровых платформ и соцсетей, которые упростили артистам связь с поклонниками и распространение их музыки. Также мы вошли во время бесчисленных коллабораций, где все хотят сотрудничать со всеми, чтобы усилить эффект и увеличить охват. Это хороший способ открыть зумерам и миллениалам джазовый культурный пласт.
Заключение
Джаз — удивительный мир, в который может заглянуть каждый без ограничений. Дорогу осилит идущий, а каждый шаг на пути джаза — это живые эмоции и истории людей. В Dr.Head мы собрали большую коллекцию джаза разных направлений и хотим поделиться ею с вами. Наши музыкальные эксперты проведут вас по извилистым улочкам жанра и откроют его новые имена. Ждём вас в гости!