Canton Reference 5 GS Edition: ультимативный немецкий High-End
Дата публикации
Примерное время прочтения
Количество просмотров

В 1972 году несколько немецких инженеров устали от посредственных колонок и захотели создать акустику, которую не стыдно поставить дома и не нужно переделывать год от года. Основатели придерживались очень доходчивого принципа: делай хорошо сразу — и будет хорошо надолго. Так появился бренд Canton. Он стал одним из тех производителей, которые не нуждаются в громкой легенде: их история и так звучит убедительно.
Все разработки компании — от первых книгшельфов до современных флагманов — создавались с опорой на собственный центр разработки в Вайлроде, включая фирменные драйверы и измерительные методики. Ничего ценного на азиатскую сторону не отдавали. На протяжении 50 лет Canton шаг за шагом развивал собственный научно-инженерный подход. Такая преемственность породила серию Reference — флагманскую линию бренда. А затем и версию GS Edition.
Reference 5 GS Edition — специальная доработка модели Reference 5, созданная под чутким руководством Гюнтера Зайца и нацеленная на повышение точности воспроизведения при сохранении характера линейки Reference. Тот случай, когда перемен потребовали и сердца, и меломаны, и управляющий директор Canton.
В новой версии нет одного громкого апгрейда — на подачу повлияла точечная переработка ключевых узлов. Тот случай, когда пользователю слышно, что акустике под силу обуздать любой звук, затем продиктовать свои правила и выдать чистый результат. GS Edition хоть и опирается на архитектуру Reference 5, но за счёт технологических корректировок приобретает иной уровень контроля и стабильности во всём диапазоне — от баса до верхних частот.
В статье проводим структурированный анализ конструкции, измерений и влияния обновлений на восприятие звучания.
Содержание
- Особенности конструкции
- Драйверы и материалы
- Твитер, волновод и элементы POM
- Bass Guide, подвес Sicke 3.0 и виброразвязка
- Кроссовер, RC, Mundorf, клеммы WBT
- Измерения: АЧХ, низкочастотное поведение, импеданс, EPDR и дисперсия
- Поведение в тракте и требования к усилению
- Характер звучания: объективные наблюдения
- Жанровая универсальность
- Заключение
Особенности конструкции
Акустика производит впечатление до того, как зазвучит. Внешний вид модели заявляет на права носить статус роскошного максимума. А когда система начинает работать — эффект только усиливается. Reference 5 GS Edition звучат так, как выглядят: монументально и уверенно. Такую акустику обычно не прячут. Напротив, о ней рассказывают гостям, предлагая послушать любимые композиции, чтобы получить незабываемый опыт и выйти на новый уровень отношений со звуком.
Одну из причин обратить внимание на GS Edition мы поняли. Как говорится, во-первых, это красиво. Что там во-вторых и в-третьих разбираем дальше.
Корпус Reference 5 GS Edition — гордость всей этой реализованной инженерной мысли. Он построен на основе многослойной структуры с изогнутыми боковыми панелями и скруглённой передней плитой, фрезерованной на 5-осевом станке с ЧПУ. Такая геометрия практически исключает параллельность поверхностей, снижает вероятность возникновения стоячих волн и повышает жёсткость конструкции.
Внутренняя структура состоит из нескольких демпфирующих слоёв и крепких поперечных распорок. Они работают как единая система, устраняя микровибрации и уменьшая влияние корпуса на среднечастотный диапазон. В отличие от классических прямоугольных каркасов, подобная архитектура ведёт себя послушнее в условиях высоких звуковых давлений.
В GS Edition применена обновлённая система внутреннего демпфирования. Внутренние стенки частично покрыты акустическим флисом, а в ключевых зонах уложена синтетическая вата толщиной 40 мм. Высокая плотность материала берёт на себя подавление стоячих волн и сглаживает пики резонанса.
Верхняя и нижняя плиты корпуса дополнительно усиливают конструкцию. Нижняя панель из массивного алюминия служит платформой для виброразвязки и работы басового канала. Если коротко и по делу — звучать музыка будет чище и собраннее.
Драйверы и материалы

Драйверная архитектура модели построена на фирменной технологии BCT (Black Ceramic Tungsten), которая применяется в среднечастотном и низкочастотных звеньях. Это многослойный композит, созданный на базе алюминия, но подвергнутый глубокому электрохимическому преобразованию.
При анодировании материал проходит несколько стадий изменения структуры. Около 25% алюминиевой мембраны преобразуется в керамический слой. После этого она дополнительно насыщается частицами вольфрама и других металлов. Все эти манипуляции увеличивают механическую стабильность и снижают нелинейные искажения в диапазоне средних частот.
BCT-драйверы отличаются чистой поршневой работой в рабочем диапазоне, доказывая это измерениями по интермодуляционным искажениям. Их характеристика ближе к поведению композитных мембран высокой жёсткости, чем к традиционным бумажным или полимерным диффузорам.
Из-за этого Reference 5 GS Edition обладают высокой прозрачностью в вокальном диапазоне и низкой окраской на сложных многоголосных пассажах.
В конечном счёте, Reference 5 GS Edition — тот случай, когда делали не красоты ради, а качества для. Но производителю удалось ухватиться за обоих зайцев.
Твитер, волновод и элементы POM

Твитер Reference 5 GS Edition представляет собой купольный излучатель с алмазоподобным покрытием (DLC — diamond-like carbon). DLC-структура обладает высоким модулем упругости и низкой массой, повышая частоту разрушения поршневого движения мембраны и расширяя рабочий диапазон без локальных пиков.
Твитер установлен в асимметричный волновод из POM — жёсткого инженерного термопластика с низким собственным резонансом. Геометрия волновода формирует контролируемый профиль излучения в верхнем диапазоне и снижает чувствительность твитера к смещению по оси, обеспечивая более ровное поведение при небольших отклонениях от точки прослушивания.
Сцена будет шире и стабильнее — так вы сможете ощутить себя не перед колонками, а как будто находитесь внутри пространства записи.

Помимо волновода, POM используется в конструктивных элементах задней части корпуса, включая опорное кольцо крышки и монтажную панель клемм. Как итог, паразитные вибрации всего твитерного узла снижаются, а стабильность работы на высоких частотах улучшается.
Благодаря этим «хитрым» манёврам модель демонстрирует устойчивую работу во внеосевом пространстве, а также высокую точность переходных процессов.
Bass Guide, подвес Sicke 3.0 и виброразвязка
Два 174-мм НЧ-динамика работают в общей камере с пониженной добротностью настройки. Модель использует Bass Guide последнего поколения — это управляемая система воздушного потока, которая снижает турбулентность, уменьшает шум порта и формирует одинаковый импульсный отклик спереди и сзади. Такая конструкция распределяет давление равномернее и повышает гибкость установки устройств в помещении.
Конфигурация также объясняет контролируемый спад на частотах ниже 40 Гц. Подвес низкочастотных драйверов выполнен по технологии Sicke 3.0 — многопрофильной волне из трёх симметричных изгибов, распределяющих механическую нагрузку по всей поверхности и повышающих линейность хода. Решение ручается за стабильное поведение драйвера на больших амплитудах, снижая риск динамической компрессии и сохраняя контроль на пиках.
Басовый модуль опирается на массивную нижнюю плиту корпуса. Опорная плита из алюминия в сочетании с регулируемыми ножками из нержавеющей стали и амортизирующими элементами почти целиком развязывает корпус от пола, снижая передачу вибраций и создавая характерный плавающий визуальный эффект.
Предсказуемое поведение НЧ в помещениях разной площади и снижение чувствительности к позиционированию — в том числе дело рук этих решений.
Кроссовер, RC, Mundorf, клеммы WBT
Фильтрация в Reference 5 GS Edition полностью переработана по сравнению с базовой Reference 5. Кроссовер использует отобранные компоненты Mundorf MKP — плёночные конденсаторы с низким уровнем потерь и высокой стабильностью характеристик. Их применение улучшает фазовое согласование полос и снижает искажения в зоне раздела СЧ и ВЧ.
Кроссовер инженеры оптимизировали под новый твитер DLC и изменённую геометрию волновода.Такая модернизация улучшила интеграцию полос на реальных измерениях вне оси. Проще говоря, музыка будет прозрачной и протекать свободно.
Система регулировки Room Compensation (RC) встроена непосредственно в клеммную панель и позволяет изменять уровень средних частот, твитера и НЧ с шагом 1.5 дБ. На практике диапазон коррекции близок к ±1 дБ, поэтому изменения остаются тонкими и служат для аккуратного согласования акустики с помещением без применения активной электроники.
За коммутацию отвечает модуль на базе WBT nextgen — малопотерянных позолоченных разъёмов, рассчитанных на bi-wiring и bi-amping. Узел закреплён на жёсткой монтажной плите из POM, которая снижает паразитные вибрации и стабилизирует электрический контакт твитерного блока.
Измерения: АЧХ, низкочастотное поведение, импеданс, EPDR и дисперсия
Частотная характеристика
Независимые измерения показывают предсказуемое поведение модели. На основной оси АЧХ остаётся в пределах ±2 дБ, без локальных провалов или пиков, которые часто появляются в зоне стыка СЧ и ВЧ. В диапазоне 9–10 кГц заметен небольшой подъём — по величине умеренный и характерный для купольных излучателей такого типа. Это характерно для зрелого и цельного звука.
При смещении на 15–30° подъём практически исчезает, подтверждая корректную работу звуковой линзы и волновода.
По измерениям спад в области ниже 40 Гц составляет порядка 6 дБ, указывая на заниженную добротность настройки порта. Несмотря на заявленный производителем диапазон 21 Гц–40 кГц, нижняя цифра отражает лишь минимальный измеряемый отклик. В практическом использовании фактическая полезная зона низких частот начинается примерно с 35–40 Гц, где уровень удерживается в предсказуемых пределах. Такое поведение характерно для акустики, в которой разработчики отдали приоритет контролю и линейности, а не искусственному расширению баса. Такое поведение создаёт ощущение полной управляемости: акустика не выпячивает ни бас, ни верх, оставляя только структуру записи.
Импеданс и нагрузка
Минимумы импеданса фиксируются около 42 Гц и в зоне 300–400 Гц — примерно 3.5 Ом. Более показательным параметром для усилителя является EPDR (Equivalent Peak Dissipation Resistance), который опускается до ~1.6 Ом на 24 Гц. Это объективно сложная нагрузка и требует усилителя с высокой токоотдачей.
Для современных транзисторных усилителей среднего и высокого класса такие условия рабочие, однако аппараты с ограниченным токовым ресурсом (включая маломощные ламповые схемы) будут терять контроль на низких частотах.
В практическом применении именно способность усилителя стабильно удерживать 2-омные эквиваленты определяет качество басового диапазона: при недостатке тока появятся размягчённый бас и увеличенная компрессия.
Дисперсия
Вертикальная дисперсия остаётся стабильной в пределах ±7°, поэтому небольшие отклонения по высоте практически не влияют на тональный баланс. Оптимальная высота твитера — 105–115 см от пола.
Горизонтальная направленность предсказуемая: модель сохраняет тональный баланс при умеренном развороте корпусов и стандартной дистанции до слушателя, не требуя строго фиксированного sweet spot.
Поведение в тракте и требования к усилению

Reference 5 GS Edition практически не корректируют характер тракта и не скрывают особенности усилителя или источника. Это объясняется ровной фазовой характеристикой, низким уровнем собственных резонансов и предсказуемой, но требовательной нагрузкой. Измеренные минимумы импеданса около 3.5 Ом и EPDR до ~1.6 Ом сигнализируют о том, что акустика нуждается в усилителе с уверенной токоотдачей.
В связи с этим можно выделить несколько практических рекомендаций.
Усилители с высокой токоотдачей
Нагрузка в реальном тракте подразумевает токовые пики, особенно в области НЧ. Усилитель не обязательно должен быть мощным формально, но должен сохранять контроль на низких частотах и устойчиво держать 2-омные эквиваленты. Стабильный блок питания, низкое выходное сопротивление и резервы по току здесь важнее паспортной мощности.
Транзисторные системы
В области 40–150 Гц Reference 5 GS Edition ведут себя линейно, но чувствительны к характеристикам усилителя. Современные транзисторные схемы эффективнее подавляют обратную ЭДС динамиков, обеспечивая точный контроль за двумя НЧ-излучателями и минимизируя риск размягчённого или замедленного баса.
Ламповые усилители
Качественные ламповые модели с 4-омным выводом дают корректный результат, но на высокой динамической нагрузке контроль НЧ уступает транзисторным схемам. Если приоритет — максимальная точность и стабильность нижнего диапазона, транзистор остаётся предпочтительнее.
Чувствительность 89 дБ: что требуется от усилителя
Модели с таким показателем необходима высокая токоотдача, а не максимальные ватты. Усилители 60–80 Вт/4 Ом могут работать в небольших помещениях, но оптимальный результат достигается с аппаратами, рассчитанными на устойчивую работу с низкоомной нагрузкой. Однако в больших помещениях запас по току снова становится важнее номинальной мощности.
Акустика придётся по вкусу тем, кто любит ощущение монолитного звука. Reference 5 GS Edition чувствуют характер усилителя почти так же тонко, как профессиональные мониторы. Хороший тракт они раскрывают щедро, вознаграждая прозрачностью и масштабом, а посредственный — выводят на чистую воду.
Характер звучания: объективные наблюдения
Поведение Reference 5 GS Edition в реальном тракте предсказуемо и логично вытекает из их измеряемых характеристик. GS Edition не делают акцентов в отдельных диапазонах и не стремятся добавлять музыкальному материалу субъективную эмоциональность. Их подача строится вокруг контроля, плотности структуры и точной интеграции полос.
НЧ-диапазон
Поведение нижнего регистра контролируемое. Отсутствие подъёма в зоне 60–80 Гц говорит о том, что разработчики не пытались искусственно расширить масштаб баса. Ответ быстрый, с минимальным послезвучием.
Средние частоты
Среднечастотный диапазон лишён резонансных артефактов, что связано с жёсткостью корпуса и особенностями BCT-мембраны. Вокал, рояль, деревянные духовые и большинство струнных инструментов передаются без окраски и с высокой разборчивостью. СЧ-диапазон отличается стабильностью по уровню независимо от громкости — поведение, характерное для устройств с высокой фазовой точностью.
Высокие частоты
DLC-твитер работает аккуратно. Незначительная энергетическая активность в зоне 9–10 кГц слышна только при прямом наведении. При развороте колонок на 10–15° тональный баланс становится практически эталонным. Переходы СЧ и ВЧ интегрированы ровно, согласуясь с фазовой характеристикой.
Сцена
Горизонтальная направленность широкая и предсказуемая. Положение инструментов сохраняет стабильность даже при смещении слушателя от центральной позиции. Reference 5 GS Edition не пытаются рыхлить или расширять сцену искусственно — они строго следует пространственной структуре записи.
Всю эту массу инженерных фишек оценят пользователи, которые слышат и чувствуют все микродетали записи. Если вы из тех людей, кто различает характер разных усилителей и любит собирать тракт под себя — Reference 5 GS Edition раскрываются особенно красиво.
Жанровая универсальность

За счёт своей неприхотливости модель корректно воспроизводит любой музыкальный материал. Поэтому если вам хочется один раз поставить систему и закрыть вопрос со звуком на долгие годы, направляйтесь к GS Edition.
Оркестровая музыка
Для больших симфонических партитур важны два параметра: отсутствие окраски в зоне средних частот и корректная интеграция полос. У GS Edition переходы между полосами работают ровно, без локальных провалов или подъёмов, поэтому медные, деревянные и струнные инструменты сохраняют естественные пропорции. НЧ без подчёркнутого подъёма исключают раздутый масштаб и сохраняют структуру оркестровой фактуры, не размывая границы.
Электронная музыка
В области 40–150 Гц колонка демонстрирует быстрый отклик и практически не проявляет компрессию на высокой громкости. Заниженная добротность порта предотвращает избыточное послезвучие — важный момент для электронной музыки, где длительные низкочастотные синусоиды легко перегружают менее устойчивые устройства.
Джазовые составы
Широкая горизонтальная дисперсия поддерживает стабильную сцену даже при смещении слушателя. Ударные, духовые и контрабаса не перетягивают одеяло между собой, занимая предсказуемую тональную позицию. Ровная стыковка СЧ и ВЧ помогает сохранять баланс.
Вокал
СЧ-диапазон остаётся нейтральным и свободным от корпусной окраски. Твитер при правильном наведении не усиливает сибилянты, как мы писали выше, небольшой подъём в 9–10 кГц сглаживается при развороте корпуса на 10–15°.
Canton Reference 5 GS Edition доступны в четырёх универсальных оттенках:
Заключение
Есть вещи, обречённые находиться в центре внимания. В нашем случае все взоры и слух пользователей к себе приковывает Reference 5 GS Edition. Буквально. Это пример того, как пристальное внимание, вершина инженерной мысли и точечные изменения компонентов могут изменить характер акустической системы глубже, чем радикальные переделки.
GS Edition демонстрируют ровную АЧХ, стабильную дисперсию и предсказуемую реакцию на помещение. Не зря под «нож» пустили всё, что можно было пустить. Модель сохраняет нейтральность и прозрачность даже в сложных записях.
Устройство рассчитано на пользователя, который, во-первых, понимает влияние компонентов системы и пространства на конечный результат. Во-вторых, ожидает от колонок строгой предсказуемости, покорного поведения и качественного звука. В-третьих, ищет решение, которое подружится с интерьером и поставит жирную точку в вопросе выбора акустики на многие годы вперёд.
Автор статьи: Илья Саундберг, эксперт Dr.Head в категории Hi-Fi/High-End
Приходите в наши магазины, чтобы лично послушать и сравнить наушники, плеер или любую другую технику. В спокойной, дружелюбной обстановке вы сможете выбрать гаджет, которым будете пользоваться с радостью.
Если вы хотите протестировать Hi-Fi/High-End аппаратуру, запишитесь заранее, чтобы мы подготовили комнату прослушивания к вашему приходу.
Ждём вас по адресам:
- Москва, Новый Арбат, 15
- Москва, Новодмитровская, 1, стр.16
- Санкт-Петербург, Литейный пр-т, 59
Вы из другого города?
Заказывайте оригинальную технику на нашем сайте. Определиться с выбором и оформить заказ вам помогут наши консультанты:
- по телефону — +7 (800) 333-09-89
- по электронной почте — info@doctorhead.ru
До встречи в Dr.Head!




























































