Звуковой эффект. 3D аудио или иммерсивные технологии

Введение в 3D Звук: Что такое иммерсивное/пространственное аудио?

Мир технологий движется столь невероятно быстро, что порой бывает сложно не отставать от него. Аудио является огромной частью этого мира, и поскольку за последнее десятилетие музыкальная индустрия значительно выросла вместе с технологиями — наряду с игровой и видео индустрией — необходимо расширять границы развития. Производителям аудио удалось сделать это путем создания иммерсивного аудио. Иммерсивное звучание — это звучание, исходящее не только из одного источника или стационарных положений слева и справа от вас, но скорее исходящее из множества точек вокруг вас.

Пространственный звук

Что такое иммерсивное аудио?

Иммерсивное аудио — это новый многомерный подход к звуковому повествованию, который погружает слушателей в расширенное звуковое поле, выходящее за рамки традиционного объемного звука. В то время как «объемный звук» существует в горизонтальной плоскости вокруг слушателя, «иммерсивный звук» предназначен для создания полного погружения, когда звук воспринимается как исходящий от всего вокруг вас. В 2019 году Академия звукозаписи изменила категорию «Объемное аудио» в ежегодной премии «Грэмми» на категорию «Иммерсивное аудио». Это изменение могло бы показаться простым брендингом, но это не так. По сути дела, эти изменения носят более технологический характер, и, по существу, они уже не относятся к одной и той же категории. В общих чертах, технология производства перешла от объемной, при которой звук исходит из основных стационарных позиций вокруг слушателя (слева, справа, спереди и сзади) к пространственной или «3D». Это означает, что теперь звук может поступать сверху или снизу, в любой момент, открывая новое, динамическое звуковое поле. Термин «Погружение» был введен многими, чтобы лучше описать этот процесс.

Sony 360 Reality Audio

История объемного звука и иммерсивного аудио

Концепция иммерсивного аудио далеко не нова. Еще в 1940-х годах компания Дисней экспериментировала с объемным звучанием на некоторых выборочных показах мультфильма Фантазия. Их идея заключалась в том, чтобы попытаться создать впечатление, будто по комнате летает пчела. Однако пройдут десятилетия, прежде чем объемное звучание достигнет чего-то вроде мейнстрима.

Широко принятое рождение объемного звука произошло в 1957 году. Музыкант и художник Генри Джейкобс создавал концерты аудиовизуального характера, которые проходили в планетарии Моррисона в Сан-Франциско. Считается, что эти концерты были первыми, в которых использовался объемный звук в том виде, в котором мы его знаем.

Пройдет еще 20 лет, пока Stereo Surround от компании Dolby не будет использоваться в таких фильмах, как «Апокалипсис сегодня» и «Бегущий по лезвию». Оттуда киноиндустрия действительно и безвозвратно будет работать с этой идеей.

Dolby Atmos

Понятие аудио каналов

Эволюция того, сколько каналов аудио нам доступно, была очень интересной. Технология тесно связана со звукозаписью и инженерией. Еще в 1950-х — начале 1960-х годов многие песни и саундтреки записывались и обрабатывались в моно, то есть был только один канал звука. Даже если бы существовало два динамика, оба они играли одно и то же. Не было возможности разделить звук между правым и левым каналом.

Потом пришла смена на стерео. Внезапно у нас появилось гораздо большее звуковое поле для работы, и аудиоинженеры воспользовались этим. Вы когда-нибудь делились с кем-нибудь стереонаушниками и слушали музыку каждый по одному наушнику? Вы заметите, что некоторые инструменты в песне пропадают, гитара или вокал могут исчезнуть. Это происходит потому, что современное сведение звука использует стерео-поле, в котором некоторые инструменты микшируются в правый канал, некоторые в левый.

В настоящее время доступно все больше и больше акустических систем с дополнительными динамиками. 5.1 и 7.1 — канальные ресиверы довольно распространены, и вы можете приобрести эти акустические системы для своего дома относительно недорого. Существует множество конфигураций колонок, и они могут иметь свои собственные аудио настройки, предоставляемые инженерами для создания более захватывающего впечатления. Например, у вас может быть только один канал с одним звуковым эффектом или ударной дорожкой, так что он будет идти в одном направлении звука, в то время как другие инструменты ощущаются исходящими в других направлениях.

Теперь же, иммерсивный звук добавил еще одно измерение: высоту. Звуки могут исходить к слушателю не только слева или справа, но и сверху и снизу — и из бесконечного количества точек. Технология Dolby Atmos — один из самых популярных (и растущих) форматов иммерсивного аудио, и она не ограничивается какой-то конкретной акустической установкой. Записанный и спродюсированный в Dolby Atmos иммерсивный аудиоальбом может быть воспроизведен с использованием до 34 динамиков!

Dolby Atmos Room

В сочетании с визуальными эффектами

Немногие отрицают, что объемное звучание и иммерсивное звучание являются достижениями, в значительной степени обусловленными отраслями индустрии, основанными на визуальных эффектах. Объемный звук создавался не для того, чтобы продавать звукозаписывающие проигрыватели, а для того, чтобы порадовать зрителей в кинозале. С течением времени экраны кинотеатров становятся все более совершенными, они могут включать в себя иммерсивный звук так же, как невероятные экраны IMAX, которые, несомненно, «перетянули одеяло» на себя по части кинопоказов.

Если задуматься о некоторых эффектах, которые можно достичь с помощью все большего количества динамиков, легко понять, почему большие фильмы-блокбастеры хотят использовать иммерсивное сведение звука. Звук пистолета может доноситься из одного угла, в то время как приближающиеся шаги ощущаются с другого. Панорамируя звук между колонками, вы можете создать иллюзию того, что-то движется в комнате вместе с вами. Вот почему его называют «пространственным». Звук придает дополнительную динамику. Сравните систему объемного звучания с монофоническим источником звука, и вы быстро поймете, в чем разница между ними и почему эту технологию любят киностудии.

Возможности для игр и фильмов продолжают стимулировать инновации в аудиотехнике, но эти отрасли не единственные источники дохода.

360 Reality Audio

Иммерсивное аудио в музыкальной индустрии

Так называемый 360-градусный звук открывает мир мечты для продюсеров и звукоинженеров. То, что еще 50 лет назад было бы просто научной фантастикой, теперь стало реальностью благодаря передовым инженерам, которые работали над тем, чтобы полностью погрузить слушателей в звуковое поле.
В категории «Иммерсивное аудио» премии «Грэмми» победили неформальные джазовые артисты и поп-мегазвезды, так как музыканты начинают понимать, что они могут творить на этом новом и захватывающем полотне, в то же время позволяя людям осмыслить свои истории наиболее аутентичным, реалистичным образом.

На этапе звукозаписи можно использовать различные методы для записи в объемном звучании и создания эффекта погружения. Это уже настоящий вызов для звукоинженеров, но такой подход становится все более и более возможным для масс. С каждым годом выходит множество новых иммерсивных аудиорелизов, и прогнозируется, что формат будет расти.

Сегодня иметь иммерсивную аудиосистему в вашем доме — это уже реальность. Преимущества такой системы как для фильма, так и для музыки неописуемы до тех пор, пока вы сами не окажетесь в таком месте, где действительно сможете ощутить 360-градусную невероятную чистоту звука. Автор статьи не удивится, если в ближайшее время дома заполнят такие системы, приносящие новое удовольствие своим пользователям.

Запись и воспроизведение пространственного аудио с Sennheiser:

Комментарии (6):
Кто понимает о чем идет речь, вопросов быть не может. Soundscape и Dolby Atmos. Спасибо за статью.
Началось это с  2012 года, если я не прав пусть меня поправят.
ОтветитьЦитировать
спасибо за статью. очень интересно)
ОтветитьЦитировать
Иммерсивный звук - чисто коммерческий продукт: купи побольше железа, получишь крутой звук...
Известные фирмы BOSE и B&O очень давно (больше 25 лет точно) используют архитектуру помещений и материалы отделки для проектирования нужных звуковых ощущений индивидуально под каждого обитателя (или их несколько обитателей)...
За счет минимального количества АС...
ОтветитьЦитировать
Д
Михаил, здравствуйте! Разные производители решают вопрос с пространственный звуком по-разному. Одни делает ставку на количество каналов, а другие подстраивают помещения. Однако лучший вариант — объединить эти два подхода.
ОтветитьЦитировать
Цитата
Евгений пишет:
А можно включить дату у статей?
Нифига же непонятно, когда это было написано, вчера или 5 лет назад. (((
Дата есть в начале каждой статьи на странице списка блогов.
ОтветитьЦитировать
А можно включить дату у статей?
Нифига же непонятно, когда это было написано, вчера или 5 лет назад. (((
ОтветитьЦитировать
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено