Уценка

Звуковой эффект. 3D аудио или иммерсивные технологии

Введение в 3D Звук: Что такое иммерсивное/пространственное аудио?

Мир технологий движется столь невероятно быстро, что порой бывает сложно не отставать от него. Аудио является огромной частью этого мира, и поскольку за последнее десятилетие музыкальная индустрия значительно выросла вместе с технологиями — наряду с игровой и видео индустрией — необходимо расширять границы развития. Производителям аудио удалось сделать это путем создания иммерсивного аудио. Иммерсивное звучание — это звучание, исходящее не только из одного источника или стационарных положений слева и справа от вас, но скорее исходящее из множества точек вокруг вас.

Пространственный звук

Что такое иммерсивное аудио?

Иммерсивное аудио — это новый многомерный подход к звуковому повествованию, который погружает слушателей в расширенное звуковое поле, выходящее за рамки традиционного объемного звука. В то время как «объемный звук» существует в горизонтальной плоскости вокруг слушателя, «иммерсивный звук» предназначен для создания полного погружения, когда звук воспринимается как исходящий от всего вокруг вас. В 2019 году Академия звукозаписи изменила категорию «Объемное аудио» в ежегодной премии «Грэмми» на категорию «Иммерсивное аудио». Это изменение могло бы показаться простым брендингом, но это не так. По сути дела, эти изменения носят более технологический характер, и, по существу, они уже не относятся к одной и той же категории. В общих чертах, технология производства перешла от объемной, при которой звук исходит из основных стационарных позиций вокруг слушателя (слева, справа, спереди и сзади) к пространственной или «3D». Это означает, что теперь звук может поступать сверху или снизу, в любой момент, открывая новое, динамическое звуковое поле. Термин «Погружение» был введен многими, чтобы лучше описать этот процесс.

Sony 360 Reality Audio

История объемного звука и иммерсивного аудио

Концепция иммерсивного аудио далеко не нова. Еще в 1940-х годах компания Дисней экспериментировала с объемным звучанием на некоторых выборочных показах мультфильма Фантазия. Их идея заключалась в том, чтобы попытаться создать впечатление, будто по комнате летает пчела. Однако пройдут десятилетия, прежде чем объемное звучание достигнет чего-то вроде мейнстрима.

Широко принятое рождение объемного звука произошло в 1957 году. Музыкант и художник Генри Джейкобс создавал концерты аудиовизуального характера, которые проходили в планетарии Моррисона в Сан-Франциско. Считается, что эти концерты были первыми, в которых использовался объемный звук в том виде, в котором мы его знаем.

Пройдет еще 20 лет, пока Stereo Surround от компании Dolby не будет использоваться в таких фильмах, как «Апокалипсис сегодня» и «Бегущий по лезвию». Оттуда киноиндустрия действительно и безвозвратно будет работать с этой идеей.

Dolby Atmos

Понятие аудио каналов

Эволюция того, сколько каналов аудио нам доступно, была очень интересной. Технология тесно связана со звукозаписью и инженерией. Еще в 1950-х — начале 1960-х годов многие песни и саундтреки записывались и обрабатывались в моно, то есть был только один канал звука. Даже если бы существовало два динамика, оба они играли одно и то же. Не было возможности разделить звук между правым и левым каналом.

Потом пришла смена на стерео. Внезапно у нас появилось гораздо большее звуковое поле для работы, и аудиоинженеры воспользовались этим. Вы когда-нибудь делились с кем-нибудь стереонаушниками и слушали музыку каждый по одному наушнику? Вы заметите, что некоторые инструменты в песне пропадают, гитара или вокал могут исчезнуть. Это происходит потому, что современное сведение звука использует стерео-поле, в котором некоторые инструменты микшируются в правый канал, некоторые в левый.

В настоящее время доступно все больше и больше акустических систем с дополнительными динамиками. 5.1 и 7.1 — канальные ресиверы довольно распространены, и вы можете приобрести эти акустические системы для своего дома относительно недорого. Существует множество конфигураций колонок, и они могут иметь свои собственные аудио настройки, предоставляемые инженерами для создания более захватывающего впечатления. Например, у вас может быть только один канал с одним звуковым эффектом или ударной дорожкой, так что он будет идти в одном направлении звука, в то время как другие инструменты ощущаются исходящими в других направлениях.

Теперь же, иммерсивный звук добавил еще одно измерение: высоту. Звуки могут исходить к слушателю не только слева или справа, но и сверху и снизу — и из бесконечного количества точек. Технология Dolby Atmos — один из самых популярных (и растущих) форматов иммерсивного аудио, и она не ограничивается какой-то конкретной акустической установкой. Записанный и спродюсированный в Dolby Atmos иммерсивный аудиоальбом может быть воспроизведен с использованием до 34 динамиков!

Dolby Atmos Room

В сочетании с визуальными эффектами

Немногие отрицают, что объемное звучание и иммерсивное звучание являются достижениями, в значительной степени обусловленными отраслями индустрии, основанными на визуальных эффектах. Объемный звук создавался не для того, чтобы продавать звукозаписывающие проигрыватели, а для того, чтобы порадовать зрителей в кинозале. С течением времени экраны кинотеатров становятся все более совершенными, они могут включать в себя иммерсивный звук так же, как невероятные экраны IMAX, которые, несомненно, «перетянули одеяло» на себя по части кинопоказов.

Если задуматься о некоторых эффектах, которые можно достичь с помощью все большего количества динамиков, легко понять, почему большие фильмы-блокбастеры хотят использовать иммерсивное сведение звука. Звук пистолета может доноситься из одного угла, в то время как приближающиеся шаги ощущаются с другого. Панорамируя звук между колонками, вы можете создать иллюзию того, что-то движется в комнате вместе с вами. Вот почему его называют «пространственным». Звук придает дополнительную динамику. Сравните систему объемного звучания с монофоническим источником звука, и вы быстро поймете, в чем разница между ними и почему эту технологию любят киностудии.

Возможности для игр и фильмов продолжают стимулировать инновации в аудиотехнике, но эти отрасли не единственные источники дохода.

360 Reality Audio

Иммерсивное аудио в музыкальной индустрии

Так называемый 360-градусный звук открывает мир мечты для продюсеров и звукоинженеров. То, что еще 50 лет назад было бы просто научной фантастикой, теперь стало реальностью благодаря передовым инженерам, которые работали над тем, чтобы полностью погрузить слушателей в звуковое поле.
В категории «Иммерсивное аудио» премии «Грэмми» победили неформальные джазовые артисты и поп-мегазвезды, так как музыканты начинают понимать, что они могут творить на этом новом и захватывающем полотне, в то же время позволяя людям осмыслить свои истории наиболее аутентичным, реалистичным образом.

На этапе звукозаписи можно использовать различные методы для записи в объемном звучании и создания эффекта погружения. Это уже настоящий вызов для звукоинженеров, но такой подход становится все более и более возможным для масс. С каждым годом выходит множество новых иммерсивных аудиорелизов, и прогнозируется, что формат будет расти.

Сегодня иметь иммерсивную аудиосистему в вашем доме — это уже реальность. Преимущества такой системы как для фильма, так и для музыки неописуемы до тех пор, пока вы сами не окажетесь в таком месте, где действительно сможете ощутить 360-градусную невероятную чистоту звука. Автор статьи не удивится, если в ближайшее время дома заполнят такие системы, приносящие новое удовольствие своим пользователям.

Запись и воспроизведение пространственного аудио с Sennheiser:

Комментарии (4):
Евгений
А можно включить дату у статей?
Нифига же непонятно, когда это было написано, вчера или 5 лет назад. (((
Ответить Цитировать
Сергей (Dr.Head)
Цитата
Евгений пишет:
А можно включить дату у статей?
Нифига же непонятно, когда это было написано, вчера или 5 лет назад. (((
Дата есть в начале каждой статьи на странице списка блогов.
Ответить Цитировать
Михаил
Иммерсивный звук - чисто коммерческий продукт: купи побольше железа, получишь крутой звук...
Известные фирмы BOSE и B&O очень давно (больше 25 лет точно) используют архитектуру помещений и материалы отделки для проектирования нужных звуковых ощущений индивидуально под каждого обитателя (или их несколько обитателей)...
За счет минимального количества АС...
Ответить Цитировать
Гость
спасибо за статью. очень интересно)
Ответить Цитировать
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
 
1MORE Ableton Abyss Acoustic Energy ADAM AUDIO Adam Hall Adidas ADL AfterShokz AKAI AKG Alctron Alesis Alive Audio Allen & Heath Allocacoc Alpine Alto Amphenol Amphion Analog Renaissance Anker Antelope APOGEE Apple Arozzi ART Artnovion Arturia Astell&Kern Aston Asus Atacama Audio ATC Atex Atlas Audeze Audient Audio Pro Audio-Technica
Audiolab AudioQuest AudioValve Audix Aukey AURATONE Aurender Aurian Aurisonics Austrian Audio AVM Audio Axelvox AXES BAE Bang&Olufsen Bassocontinuo Beats Behringer Belkin Belsis Beyerdynamic Biopor Blue Bluesound Bose Bowers&Wilkins Boya Brauner Bryston Burson Audio Cambridge Audio Campfire Audio Cary Audio Case-Mate Cayin Chord Clavia Nord Clearaudio Cloud Microphones Colorful
Comply Cordial Corsair Cowin Cowon Creative Crosley CTM Dali Dan Clark Audio DBX ddHiFi Definitive Technology Dekoni Denon Deppa DiGiCo DiGiGrid DPA Dr.Head Dreve dSONIQ DUNU Dutch&Dutch Dynamic Ear Company Dynaudio Earin EDIC-mini Elecom Elite Core Emotiva Energizer EPOS ERATO ESI Esoteric Etymotic Research EVA EVE Audio EVENTIDE
Exposure Fender FiiO Final Audio Fir Audio Fischer Audio Fluid Audio Focal Focusrite Force Fostex Fujimi Furman Furutech Gamdias Gator Genelec Gigawatt Gissar Goldring Golla Gravity Groneberg Harman/Kardon HECO HEDD Hegel Hercules Hidizs HIFIMAN Hiper Honor HUAWEI Hybrid Audio HyperX iFi IK Multimedia IMEGO In-ear Inakustik
inCharge Ion Audio IsoAcoustics IsoTek j5create Jabra Jam JBL JH Audio JVC K&M KEF Kinera Kingston KLANG KLARK TEKNIK Klipsch Klotz Kontinum Korg Koss KRK L‑Acoustics Labkable Laconic Lake People LAudio LD Systems Lenco Lewitt Lexicon Logitech Luxman Lyambda M-Audio Mackie Mag-Lev Magnat Mail.Ru Manley
Maono Marantz Marley Marshall Martin Logan Master&Dynamic Maxell Mcintosh MEE Audio MELCO Merkle Meters Meze Michi MoFi Monitor Audio MONKEY BANANA Monster MOTU Mpow MrSpeakers Musatoff Musical Fidelity Myburgh Mytek NAD Naim Native Instruments Native Union Neumann Neutrik Ningbo Noble Nobunaga Labs Noise Killer Nordost NorStone Novation OEAudio Oehlbach
Onkyo Oppo Ortofon Otovita Oyaide Parasound PATTERN BREAKER Pelican Perfect sound Phiaton Philips Phonon Pioneer PMC Polk Audio Popsockets Powergrip PreSonus PRIMARE Prism Sound Pro-Ject PS Audio PSB QCY QED Quad Questyle Quik Lok Rane Razer RCF Real Cable ReCables RECORD PRO Rega REL Revox RHA Ritmix RME
Rock Rockdale Rockport Technologies ROCKWOOD RODE Roland Rombica ROOMs Rotel Royer Ruark Rupert Neve Designs Rycote SAMSON Samsung SanDisk Saramonic Satechi SE Electronics Sennheiser Shanling Sharkoon Shure Sim Audio SIMGOT Simpleway Simply Analog Skullcandy SMARTIX SMSL SOL Republic Solid State Logic Solidsteel Solove Sonarworks Sonoro Sonus Faber Sony SOUL Electronics Sound Devices
Soundcraft Soundking SoundLink SPEAR Labs Spectral SpinFit SPL Stax Stealth Sonics Steinberg Studiologic Sumiko Superlux Synco Synergistic Research T+A Tannoy Target Tascam TC Electronic TC HELICON Tchernov Cable TEAC Technics Telefunken The Bit Thorens Thronmax TiTech Tonar Townsend Labs Transcend Transparent Audio Tribit Tutti Frutti Twelve South UAG Ultimate Ultimate Ears Ultrasone
Unipads Unison Universal Audio Urbanears V-Moda Van Den Hul Vanguard Venture Craft ViaBlue VinylLab Violectric Viper Vivanco Vogels Warm Audio Westone Wharfedale Whiplash Wireworld Xiaomi Xtrfy Yamaha YAXI Zoom Октава СОЮЗ Яндекс