Чёрная пятница в Dr.Head

Меню
Каталог товаров

В поисках идеального звучания. Целевая АЧХ Harman в сравнении с измерениями Focal Stellia

Существует ли “правильный” звук? Как выглядит идеальная амплитудно-частотная характеристика, как её измерить или достигнуть?

Измерения наушников - вещь непростая, искусственное ухо “слышит” одно, а человеческое - в силу своего строения и ряда факторов - другое (например, форма ушной раковины значительно усиливает звук в диапазоне от 2 до 5 кГц). Для компенсации таких различий применяют различные функции, но “классические” кривые диффузного поля (DF) или свободного поля (FF) не лучшим образом подходят применительно к наушникам.

Этим вопросом уже не первый год занимается доктор Шон Олив - директор акустических исследований в Harman International (бренды AKG, Harman/Kardon, JBL, Lexicon, DigiTech, Soundcraft и т.д.). Он с коллегами изучает взаимосвязь измерений и восприятия качества звучания. В их исследовании приняли участие более 200 сотрудников Harman International из США, Германии и  Китая, а также студенты из США и Канады, были сделаны замеры около 300 моделей наушников всех типов и ценовых категорий.

Шон Олив с коллегами и искусственным слушателем Сидни

Основные задачи, стоявшие перед исследователями:

  • Какая АЧХ наушников оптимальная с точки зрения качества звука?
  • Одинакова ли она для охватывающих ухо (AE = around ear) / накладных (OE = on ear) и внутриканальных (IE = in ear) наушников?
  • Насколько разные слушатели сходятся в своих предпочтениях по целевой АЧХ?
  • Можно ли предсказать предпочтения слушателей по качеству звука наушников на основе объективных измерений?

Для этого был проведен ряд тестов и замеров, использованы разные подходы (полный отчет невероятно большой и сложный, приведем лишь часть из них):

  • Слепые сравнения разных наушников.
  • Слепые сравнение “виртуальных” наушников: испытуемый слушает тестовые семплы в одних наушниках, на которые применяются фильтры/эквализация, симулирующие АЧХ разных моделей. Таким образом нивелируется проблема различий в посадке тестируемых наушников.
  • Тестирование различных целевых АЧХ (аналогично предыдущему пункту, но вместо разных моделей наушников, использовалась настройка на кривые диффузного поля (DF) или свободного поля и и.д.).
  • Тестирование предпочтений слушателей по количеству низких и высоких частот: участники получали возможность регулировать их количество во время прослушивания семплов с шагом +/- 0,25 дБ.

В результате доктор Олив получил целевую АЧХ Harman (Harman Target Response Curve, версия OE для полноразмерных, первая версия от 2013 года / IE для внутриканальных наушников в 2017 году).

Несмотря на возможные различия в предпочтениях по количеству басов и высоких частот (которые могут объясняться характером прослушиваемой музыки, возрастом слушателя, его подготовкой и средой прослушивания), в целом, в ходе экспериментов звучание близкое к этой кривой оценивалось как нейтральное, сбалансированное, естественное и - для подавляющего большинства участников - как самое качественное.

Целевые АЧХ Harman.png

У исследователей была гипотеза, что целевая АЧХ наушников должна быть близка к АЧХ референсной акустики, находящейся в подготовленной комнате - ведь именно для такого сетапа как правило записывается и сводится музыка, а значит на нем она должна звучать лучше всего. И в определенной мере гипотеза подтвердилась, получившая АЧХ для наушников похожа на АЧХ акустической системы из исследования Harman International 2013 года. Основное отличие в подъеме на низких частотах для АЧХ наушников, что объясняется желанием слушателя компенсировать недостаток ощущаемого всем телом баса. Когда в последней версии исследования (2017 г.) была рассчитана отдельная кривая для внутриканальных наушников - на ней можно заметить еще больший подъем в области НЧ.

К каким еще выводам пришла команда Harman?:

  • Слушательский опыт слабо влияет на предпочитаемое звучание.
  • Страна также практически не сказалась на выборе предпочитаемого звучания.
  • Возраст слушателя имел небольшое влияние на предпочтения: чем старше были участники, тем меньше баса и высоких частот они добавляли во время эксперимента с самостоятельной эквализацией. Это верно для всех, кроме возрастной группы “старше 56 лет” - ее представители добавляли еще меньше басов, но высокие частоты, наоборот, прибавляли (предположительно, в силу возрастных ухудшений слуха).
  • На предпочтения по количеству НЧ и ВЧ также может сказываться музыкальный материал и, возможно, пол (потребуются дополнительные исследования, т.к. женщины составили лишь 10% выборки в этом эксперименте).
  • Вариативность в предпочитаемом количестве низких / высоких частот не велика, все склоняются к точному/естественному звучанию.
  • Воспринимаемое качество звука может быть достаточно точно спрогнозировано на основе объективных измерений (но для этого нужно выработать международные стандарты / производители должны работать сообща).
  • Для улучшения согласованности и качества записи/воспроизведения музыки,  нужна похожая унифицированность акустических систем и наушников, используемых во всей цепочке от записи до воспроизведения.

Безусловно, тема поиска универсального и качественного звучания интересная и сложная, но находят ли эти анализы и статистика какое-то отображение в реальной жизни? Вот небольшой свежий пример “со стороны”, не от компании Harman.

Джуд Мансилла - основатель, пожалуй, самого активного в интернете сообщества, посвященного теме персонального аудио - Head-Fi, опубликовал отзыв о новой модели наушников от Focal - Stellia, подкрепленный измерениями и сравнением с кривой Harman.

Сравнение АЧХ Focal Stellia (сплошная линия) с целевой АЧХ Harman AE (пунктирная линия)

Предлагаем ознакомиться с мнением Джуда:

“Я подумал, что некоторым из вас будет интересно сравнение измерений частотной характеристики наушников Focal Stellia с целевой АЧХ Harman (Harman AE/OE Target*)

На мой вкус, с точки зрения тонального баланса Focal Stellia, пожалуй, мои любимые закрытые наушники для общего прослушивания ради удовольствия (некритического). И хотя целевая кривая Harman, безусловно, не единственный тип звучания, который мне нравится, наушники, звучащие “в стиле” Harman-AE/OE (и вставные со звучанием в стиле кривой Harman-IE), стабильно попадают в число тех, которые я слушаю с удовольствием.

Что касается построения стерео образов, Focal Stellia по моим ощущениям работают точно, разборчиво и достаточно воздушно для наушников закрытого типа. Однако, что касается размера сцены и воспринимаемой открытости, Sennheiser HD820 и Sony MDR-Z1R остаются для меня очевидными лидерами (между ними я бы отдал предпочтение Sennheiser HD820).

По сравнению с Sennheiser HD820 (с их очень большими и относительно плотными амбушюрами) у Stellia амбушюры относительно меньшей площади, но очень мягкие и удобные. Вероятно, для большинства достигнуть с ними надежной и плотной звукоизоляции будет значительно легче (что очень важно, особенно с закрытыми наушниками). Лично у меня нет никаких сложностей с посадкой Sennheiser HD820, но судя по комментариям сообщества, для некоторых это является проблемой. Я думаю, что в случае с Focal Stellia такая ситуация будет редкостью. На мой взгляд, нельзя переоценить важность этого.

С момента съемки видео о Focal Stellia мой энтузиазм по поводу этих наушников только возрос. Stellia - мой фаворит из всей линейки Focal. И хотя закрытые Stellia безусловно (и неудивительно) уступают своим открытым братьям и сестрам в лице Clear и Utopia с точкой зрения чисто технической производительности, разрешения и сцены, тональный баланс новинки достаточно хорош (на мой вкус), чтобы поставить их на первый план ставшего полным семейства наушников Focal (повторюсь, это касается моих личных предпочтений и приоритетов, и те, кто оценивает все эти факторы по-разному, конечно, могут прийти к другому выводу)”.

Ну а пока “правильное” звучание не стало унифицированным стандартом, пожелаем каждому из вас найти свои идеальные наушники.


Комментарии (0):
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
 
1MORE 64Audio Abyss Acoustic Revive Acoustic Signature ADAM AUDIO Adam Hall Adidas ADL AfterShokz AIAIAI AKAI AKG Alctron Alesis Alive Audio Allen & Heath Allocacoc Alpine Amphenol Amphion Analog Renaissance Anker APOGEE Apollo Apple Arcam Arozzi Arturia Astell & Kern Aston Asus Atlas Audeze Audio Pro Audio-Technica Audiolab AudioQuest AudioValve Audix
Aukey AURATONE Aurender Aurisonics AVM Audio AXES Bang & Olufsen Baseus Bassocontinuo Beats Behringer Belkin Belsis Beyerdynamic Biamp Biopor Black Fox Blacknote Bluesound BMW Bose Bowers & Wilkins Boya Braun Brauner Bryston Burson Audio Cambridge Audio Campfire Audio Canton Cary Audio Case-Mate Cayin Celsus Sound Chord Clearaudio Colorful Comply Cooler Master Cordial
Corsair Cowon Creative Crosley CTM Dali DBX Dekoni Denon Deppa Dicom DiGiCo DiGiGrid DigiTech Dita Audio DJB DPA Dr.Head Dreamvawe Dual DUNU Duracell Dutch & Dutch Dynaudio EarAsers ECAP EDIC-mini Elari Elation Elecom Elekit Elgato Energizer ERATO Esoteric Etymotic Research Exposure Fender Fidue FiiO
Final Audio Fir Audio Fisch Audiotechnik Fischer Audio Flexis Focal Focusrite Fostex Fujimi Funtastique Furutech Gamdias Gator Genelec Gigawatt Gissar Gold Note Golla Gravity Griffin Groneberg Hama Harman/Kardon HECO HEDD Hercules Hewlett Packard HIFIMAN Hiper Hippo HUAWEI Hybrid Audio HyperX ICE-Q iFi iHave IK Multimedia In-ear Inakustik Ion Audio
IsoAcoustics IsoTek iSound IXOS j5create Jabra JBL JH Audio JVC K&M Kimber Kable Kingston Klipsch Klotz Korg Koss KRK Kworld Labkable Laconic Lanchiya LD Systems Le Cord Lehmann Audio Lewitt Line 6 Livid Logitech Luxman Luxury & Precision Lyambda M-Audio Mac Audio Mackie Mag-Lev Magnat Manley Maono Marantz Marley
Marshall Master & Dynamic Maxell Mcintosh MEE Audio Meizu MELCO Meters Meze Michi MoFi Momax Monitor Audio MONKEY BANANA Monster Moodz Nubuck Moshi MOTU Mpow MrSpeakers MSB Musatoff Musical Fidelity Mytek NAD Naim Native Instruments NEOTECH Neumann Neutrik Ningbo Noble Nobunaga Labs Noise Killer Nomad Nordost Novation Nude Audio Numark NuPrime
Nut Nyne oBravo Oehlbach Onkyo Oppo Ortofon Otovita Oyaide Padmate Pelican Perfect sound Phiaton Philips Pioneer Planet Waves Plantronics Polk Audio Popsockets PreSonus PrimeLine Pro-Ject Promate PS Audio PSB Q Acoustic QCY QED Quad Questyle Quik Lok Razer RCF Real Cable ReCables Rega RHA Ritmix RME Rock
Rockdale Rockport Technologies Rockwood RODE Roland ROLI Rombica Rotel Royer Ruark Rupert Neve Designs Sabaj SAEC Samsung SanDisk Saramonic Satechi Schiit Sennheiser Shanling Shure Sieveking Sound Silicon Power Sim Audio SIMGOT Simpleway Simply Analog SleepPhones SMARTIX SMSL Softube SOL Republic Solove Sonus Faber Sony Sound Warrior Soundcraft SoundLink Soyuz Spectral
Spigen SpinFit SPL Stax Stealth Sonics SteelSeries Sumiko Switchcrft Synergistic Research T+A Tannoy Target Tascam TC Electronic TC HELICON Tchernov Cable TEAC Technics Telefunken The Bit Thorens Thronmax TiTech Tonar Townsend Labs Tralucent Transparent Audio Triangle TS cable Tutti Frutti Twelve South UAG Ultimate Ultimate Ears Ultralink Ultrasone Unipads Universal Audio Urbanears V-Moda
Van Den Hul Venture Craft Vivanco Westone Whiplash Wireworld Xiaomi Xtrfy Yamaha YAXI ZAOR Zoom Audio Яндекс