Проигрыватели Transrotor: механика, возведенная в культ

В прослушивании винила можно зайти очень далеко. Если привычные «‎вертушки» приелись, и хочется кардинально повысить ставки, то рано или поздно вы придёте к Transrotor. Cегодня мы расскажем об истории бренда, который уже больше 40 лет производит проигрыватели винила, — одни из самых технически совершенных и сложных.

Начало немецкого High End

Основателем и бессменным идейным лидером Transrotor является Йохен Рэйк. Когда отец Йохена сказал, что тот должен стать инженером, пререканий не было. В 14 лет подросток начал собирать аудиосистемы. Первым проигрывателем, который он собрал, был English Connoisseur. Идея такая же, как у конструктора: инженер-любитель заказывал отдельные части, а потом из них строил вертушку.

Почему именно винил? В 70-е годы это был главный носитель. Йохен вспоминал, что в детстве услышал песню «Mack the Knife» в исполнении Луи Армстронга и был поражён этой музыкой. Даже когда для аналогового звука настали тёмные времена (90-е годы), Йохен Рэйк не остановил производство проигрывателей, как это сделали многие, а продолжил разработки.

Вернёмся в 70-е. Поначалу речь о собственном бренде не шла, инженер работал с крупными игроками Michell и Transcriptor. Йохена не устраивало то, что в английских проигрывателях больше всего внимания уделяли электронике, а механическая часть была довольно посредственна. Своими соображениями инженер поделился с Джоном Мичеллом (основатель Michell), и энтузиасты решили делать проигрыватели в «‎прагматичной» Германии. Это был большой риск, так как создавать проигрыватели в ФРГ намного дороже, чем в Англии (там уже всё было отлажено).

В 1973 году появился бренд Transrotor. Компания сразу пошла своим путём, выпустив модель Transrotor AC. Аббревиатура «‎AC» означала акриловое стекло — это был первый проигрыватель винила в мире со столом из акрила. До этого некоторые пытались сделать такой, но дальше прототипов дело не шло. Transrotor производил модель больше семи лет.

С того момента в линейке компании было приблизительно 140 различных моделей и модификаций проигрывателей. Удивительно, но если вы являетесь владельцем Transrotor, то техническое обслуживание своей «‎вертушки» вы получаете вне зависимости от того, когда она была куплена.

В чём особенность продуктов Transrotor?

Перед нами штучный товар — все проигрыватели делаются вручную на маленькой мануфактуре в Германии. Мы считаем, что это очень ‎по-немецки: какие-то семьи столетиями варят пиво или пекут хлеб, а эта семья в качестве своего дела выбрала создание проигрывателей винила. Конечно, в таком производстве добиться большого объёма трудно, зато можно сосредоточиться на самом главном — качестве механики. Именно за это ратует Йохен Рэйк, поэтому бизнес был и остаётся семейным. В таких условиях есть время на доводку каждого проигрывателя, а в фабричных масштабах это невозможно.

Пользователь может заказать проигрыватель по своим запросам. Transrotor — это конструктор, в котором вы можете выбрать каждую деталь индивидуально, если базовые комплектации моделей для вас недостаточно хороши. Нужно понимать, что проигрыватели бренда покупают на всю жизнь, поэтому производитель оставляет свободное поле для апгрейда. Давайте пройдёмся по элементам подробнее.

Тонармы

Намётанный глаз может заметить на младших проигрывателях Transrotor (например, ZET 1) тонармы Rega. Дело в том, что первоначально у компании не было фирменного тонарма, так как его разработка и производство забирают много ресурсов — легче было купить его у сторонних компаний. На рынке очень мало производителей, готовых делиться своими тонармами, но Rega как раз из таких. Йохен Рэйк внимательно относится к этому важному узлу, отправляю каждый английский тонарм на экспертизу. Он «‎заворачивает» больше половины того, что к нему поступает. Помимо Rega, поставщиком тонармов для Transrotor является также компания Jelco.

Собственный тонарм у Transrotor теперь тоже есть, он подозрительно напоминает решения от SME, и это сходство не случайно — компании работали над ним сообща. Transrotor TR 9 — это один из самых дорогих тонармов на рынке: один узел стоит дороже, чем младший проигрыватель, который мы упомянули выше. Имея в арсенале собственный тонарм, Transrotor стали более независимыми от поставок Rega.

На проигрывателях ZET 1 и ZET 3 опционально предусмотрена платформа для установки второго тонарма: можно поставить прямой 12-дюймовый.

Подшипники и магниты

Как ни странно, здесь важно упомянуть, что жена Йохена Рэйка — учитель. В школе, где она работает, как-то был совместный проект с центром аэрокосмических исследований. Там Йохен Рэйк подсмотрел идею магнитной муфты, чтобы на её основе построить свой уникальный магнитный привод. Ранее в проигрывателях такого никто не делал. Нижняя часть с магнитной муфтой передаёт движение от пассика на верхнюю часть к опорному диску, элементы не соприкасаются друг с другом. Результат? Шум системы привода и подшипников падает до неизмеримого уровня! В старших моделях используется магнитная система FMD (Free Magnetic Drive), а в более бюджетных — TMD (Transrotor Magnetic Drive).

В проигрывателях используют инвертированный гидродинамический подшипник. Идея в том, что между поверхностями скольжения внутри подшипника залито масло, которое создаёт слой между увесистой муфтой и керамическим шаром на вершине вала. Раскручивая тяжёлую муфту, удаётся получить впечатляющую подъёмную и центробежную силы — это делает движение опорного диска точным и плавным. Конструктивно такой подшипник — как «‎перевернутый бутерброд». Ухаживать за ним сложнее, но и результат круче. Самое главное — следить за уровнем масла, оно у Transrotor отличается в зависимости от модели (разная плотность). Представители компании заливают масло при установке проигрывателя в вашем доме, самодеятельностью заниматься не стоит. Если проигрыватель переживает переезд, то процедуру нужно обязательно повторить — недостаток масла в подшипнике фатален, проигрыватель может превратиться в груду дорогостоящего металла.

Что стоит за блеском металла?

Для производства проигрывателей Transrotor использует ПОМ (полиоксиметилен), акрил, алюминий и латунь. В зависимости от статуса модели выбирается материал изготовления.

У всех материалов есть свои недостатки, с которыми производитель вынужден справляться: алюминий толщиной свыше 300 мм даёт большое количество стоячих волн. Корпус может начать звенеть (буквально). Чтобы исключить этот эффект, используется сложная фрезеровка, которая рассеивает эти волны. Удивительно, но каждое кольцо алюминия в проигрывателе подбирается по частоте резонансов, а тонарм стоит на отдельном основании — «сэндвиче» из акрила и алюминия, чтобы исключить вибрации. Такой подход к звуку некоторые могут назвать излишним, но для Transrotor это данность, конкурентам остаётся только смириться.

Двигатель

Производитель неохотно рассказывает о том, какими двигателями для своих проигрывателей он пользуется. В старших моделях используют два двигателя на одном шасси. Transrotor подсмотрели эту технологию у часовых мастеров — любые механизмы раз в определённое время дают сбои и осечки, даже кварцевые часы. Чтобы снизить вредное влияние таких сбоев, двигатели «‎страхуют» друг друга. О каких осечках идёт речь? Через определённое количество витков ровный темп работы двигателя сбивается, происходит небольшой рывок. Человеческий глаз этого, конечно, не заметит, но такие сбои влияют на точность воспроизведения. Использование двух двигателей позволяет решить эту проблему и при этом повысить плавность и точность хода.

Почему проигрыватели Transrotor популярны в Японии?

На топовые модели проигрывателей компании устанавливают гироскоп, задача которого — поддерживать опорный диск в ровно горизонтальном положении. Пластинка останется непоколебимой даже при сейсмической активности. Раньше такие приборы использовали только в «‎оборонке»: танк ехал по ухабам, а его ствол оставался всегда идеально по горизонтальному уровню. Гироскоп устанавливают на Transrotor Gravita TDM, который весит 150 кг.

Японцы оценили возможность слушать винил, даже если дом немного «потряхивает», что там бывает довольно часто. Можно только восхититься их самообладанием и умиротворением. Представьте: всё вокруг рушится, а японец сидит в кресле и слушает Вагнера.

Эмоции от взаимодействия

Когда первый раз видишь проигрыватели бренда, окатывает небольшой дрожью. Возникает вопрос: как это всё работает? Ощущение, что прилетела развитая цивилизация и оставила землянам проигрыватель в качестве сувенира. Разгон диска происходит плавно, как и затухание. Впечатляет, когда настолько весомая конструкция приходит в движение в идеальной тишине.

Transrotor производит такое же сильное впечатление, как если бы вы впервые оказались под сводами готического собора: чувствуешь в нём, насколько ты «‎маленький человек» по сравнению с этой махиной. Здесь же думаешь: сколько инженерного мастерства вложено в проигрыватель? Церемония (именно церемония) прослушивания винила становится ещё эффектнее.

Мы постарались передать вам идею Transrotor, которую компания несёт от модели к модели уже больше 40 лет. Каждый проигрыватель, который выходит из-под пера Йохена Рэйка, отличает уникальная механика и внимание к самым мелким деталям.

Разделите этот опыт прослушивания Transrotor с нами. Ждём вас в Hi-End-зале Dr.Head. Для вашего удобства мы открыли запись на прослушивание.

Все статьи, обзоры, обсуждения и мнения — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и присоединяйтесь к обсуждениям в чате!

Комментарии (1):
Я так понял, это прям очень бутиковая, нишевая история. Есть еще такие бренды? Почему их технологию не купят и не поставят на массовое производство? По описанию звучит очень круто.
ОтветитьЦитировать
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено