Кешбэк 5% баллами при оплате Яндекс Пэй. Подробнее ->>>

Почему аудиокассеты не исчезли и какова их судьба в 2021?

Если вы помните, как перематывали кассеты на карандаше или как кассетник зажевал ваш любимый альбом, то сейчас наверняка удивлены, узнав, что популярность плёнки снова растет. В эпоху, когда большая часть из когда-либо изданной музыки может быть легко доступна всего после нескольких кликов, тапов или просто голосовой команды? Кассеты возвращаются? Почему и для кого? Давайте разберемся!

Новый тренд

Возрождение винила, продажи которого с 2006 года постоянно увеличиваются  и в 2020 достигли 27,5 миллионов пластинок в США — это уже история и свершившийся факт. Сегодня в мире наблюдается новый тренд — кассетная лента переживает возрождение вслед за винилом.

Согласно отчетам Nielsen, продажи кассет в США последние годы растут на двузначные проценты и теперь ежегодно исчисляются шестизначными цифрами. Так, еще в 2017 было продано 129 000 кассет (74% рост по сравнению с 2016 годом). Британские меломаны не отстают — за первые полгода 2020 продажи кассет выросли на 103%: было куплено более 65 000 кассет, что уже превзошло общее количество проданных в 2018 году. Хотя это все еще «мелочь» по сравнению с винилом, подъем заметный. 

Безусловно, у обоих явлений есть много общего — щепотка ностальгии, аналоговый звук, желание обладать физическим воплощением произведения искусства и всё, с этим связанное. Но присутствует у кассетного возвращения и своя специфика. Чтобы лучше ее понять, вспомним историю появления это носителя, его становления и заката.

История успеха компакт-кассет

В 1963 году компакт-кассета была представлена ее создателем, голландским инженером из Philips Лу Оттенсом, на крупнейшей технологической выставке Radio Show в Берлине. Изобретение команды Оттенса в корне изменило привычки слушателя, ранее ограниченного более громоздкими виниловыми пластинками или бобинами. Автомобильные стереосистемы и культовый Sony Walkman расширили горизонты доступности музыки. Другой важный фактор в понимании кассетного феномена — возможность многократной перезаписи, которая породила культуру домашних записей и микстейпов — сборников, которые любой слушатель мог составить для себя или для кого-то близкого, чтобы просто поделиться музыкой, или по особому поводу. 

Изначально компакт-кассета была разработана для речевых диктофонов. Качество звука было посредственным, но к началу 1970-х оно значительно выросло и продолжало улучшаться. Кассета стала популярной портативной и перезаписываемой альтернативой 12-дюймовому виниловому LP к концу 70-х, а к середине 80-х продажи кассет превысили продажи пластинок. Стереокассетные деки и бумбоксы стали одними из самых востребованных потребительских товаров. Появился Sony Walkman (1979), начав эру Personal Audio — наконец-то любимую музыку можно было легко взять с собой куда угодно!

Однако, все мы знаем, что случилось потом. В начале 80-х был разработан лазерный компакт-диск — CD. За десять лет технология получила развитие, стала более доступной по цене и в начале 90-х кассеты уходят на второй план, а потом и вовсе растворяются в небытии (как казалось до недавнего времени). Продажи музыкальных кассет в ​​США упали с 442 миллионов в 1990 году до 274 000 в 2007 году. К 2003 году большинство крупных лейблов в США прекратили выпуск музыкальных кассет. До 2005 года плёнка оставалась доминирующим форматом в некоторых развивающихся странах, но на подавляющем большинстве музыкальных рынков к этому времени компакт-диски вытеснили компакт-кассеты. Последней новой машиной с доступным кассетным плеером был Lexus SC 430 2010 года. В том же году Sony прекратила производство кассетных Walkman'ов.

Примечательно, что за это время и CD начал терять свои позиции, уступив в 2010-х сначала цифровым файлам (в первую очередь mp3), а затем и стриминговым сервисам. Аудиокассета при этом сохранила особое место в истории аудиотехнологий, ведь микстейпы можно назвать предшественниками плейлистов, а Walkman — предшественником iPod.

Кассеты сегодня

Есть мнение, что начало возрождения кассетной ленты положили маркетологи, выпустившие саундтрек к фильму «Стражи Галактики» на кассете, которую зритель неоднократно видел на протяжении фильма. Также стали популярны кассеты с саундтреком к сериалу «Stranger Things» от Netflix — сейчас в рамках промо-компании следующего сезона даже выпущен бандл с кассетой и плеером от Crosley.

В этом есть доля правды, однако, кассеты вернулись не из ниоткуда. В различных экспериментальных, независимых и андеграундных музыкальных сценах они оставались в ходу. Электронная и шумовая музыка, психоделический и гаражный рок, панк и хип-хоп не отворачивался от кассет все эти годы. Компакт-кассеты позволяют выпускать музыку небольшими тиражами с невысокими затратами и потому для независимых исполнителей они гораздо доступнее винила или CD. При этом большая часть кассет продается артистами напрямую (на концертах или в интернете).

Как и в случае с винилом, не все кассеты покупаются для прослушивания. У кого-то не осталось кассетной аппаратуры, и альбом на пленке покупается как коллекционная вещь или в поддержку исполнителя. При этом экономит не только исполнитель, но и покупатель. Даже малотиражные кассеты с оригинальным (иногда ручным) оформлением стоят, как правило, дешевле винила. 

Поддержка исполнителя приобрела особое значение после начала пандемии, когда музыканты потеряли возможность заработка выступлениями и гастролями. Если вы следите за современной независимой музыкой на Bandcamp (неважно, зарубежной или отечественной), то давно заметили, что кассета — самый распространенный физический носитель, который предлагают музыканты. 

Параллельно в находившуюся долгие годы в тени кассетную культуру начинают возвращаться корпоративные мощности больших лейблов с небольшими (по сравнению с винилом), но постоянно растущими тиражами. Так, в 2020 самыми продаваемыми в Британии релизами на кассетах стали альбомы 5 Seconds of Summer, Lady Gaga и The 1975. В топ-20 также входят Sports Team, Tame Impala, Blossoms, Dua Lipa, The Strokes и Оззи Осборн. 

С ростом тиражей растет и потребность в качественной плёнке. В 2016 французская компания Mulann основала дочернее предприятие RecordingTheMasters, которое производит кассеты с оригинальной плёнкой из оксида железа, способной конкурировать по качеству с уже исчезнувшими лентами из диоксида хрома, которые определили расцвет этого формата. А вот новую «серьезную» кассетную технику пока практически не выпускают, но в Dr.Head вы, конечно, можете найти кое-что интересное. 

Что это — лишь мимолетный интерес или нарастающий тренд, который имеет будущее в духе винила? Пока на этот вопрос сложно ответить. Посмотрим, пойдет ли интерес широкой публики дальше популярных фильмов и сериалов и подхватят ли его производители аудиотехники.

Вполне возможно, что популярные артисты и мейджор лейблы заработают немного ностальгических денег с лимитированными кассетными изданиями, но скоро снова отвернутся от них. Однако кассетная андеграунд-культура в ближайшее время точно никуда не уйдет.

По традиции приглашаем вас в магазины Dr.Head, где все можно послушать! Для вашего удобства мы открыли запись на прослушивание.

Все статьи, обзоры, обсуждения и мнения — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и присоединяйтесь к обсуждениям в чате!

Комментарии (12):
У компакт кассет осталась такая же великолепная функция как и у бумажной фотографии. Чтобы мы знали о том как выглядел мир ХIX-XX веков без дагеротипов и бумажных фото? Только по отдельным зданиям да предметам в музеях и картинам художников? Кассеты давали возможность любому желающему делать звуковую хронику своей семьи, своего дружеского окружения или каких-то знаковых событий жизни. Поставить кассету и послушать как пел отец или бабушка, о чём говорили родители 30, 40, 50 лет назад, запись с запрещённых концертов "Машины времени" или Виктора Цоя. Это всё ушло в Лету и никто ни за какие деньги не повторит для нас звуковую реальность бесценного для нас прошлого. И сегодня, на мой взгляд, исторические моменты личной жизни практичнее записывать именно на кассеты, ибо неизвестно как повернётся наша цифровая матричная реальность и во что превратятся эти биты на флешках и накопителях через пару десятков лет. А кассеты вот они стоят на полке с названиями, датами и всякими нужными пояснениями. Бери, ставь в деку и погружался в дорогие тебе воспоминания (если, конечно, они у тебя не стёрты ещё телевизионным дустом).
ОтветитьЦитировать
Константин, запретить стирание записи можно, сломав язычок. Восстановить запись нельзя, если сотрешь.
ОтветитьЦитировать
Как-то дома перебирая хлам, попался в руки кассетный плеер Панасоник приобретённый мною много много лет назад за 500 руб, ради смеха воткнул в него батарейки с наушниками и включил кассету которая была в нём, о божечки, вот это звук, я оболдел, этот старенький кассетный плеер уделал моего Fiio X5 II, в угоду прогресса и новым технологиям мы отвыкли от живого - аналогово звука от которого муражки бегут по телу.
ОтветитьЦитировать
Григорий, Григорий, У сестры в конце 1980-х был Пансоник двухкассетный. Звук отличный. Он перезаписывал касстеты так что не услышишь разницы - где с которой и где на которую писал. Я затем оцифровал имеющиеся кассеты на крутой звуковой карте (бэушная, она стала стоить недорого). Оцифорованный звук звучит также  мягко как будто кассету слушаешь.  А с CD звучит жестко. Если з апись на кассете качественная - высоких частот там выше крыши, и шум небольшой. Писал на Sony EF90 в основном. Они в Минске стоили по 9 рублей, а мы ездили в Польшу, там новые запечатанные в болке по 10 штук по 1$ (65 копеек). Я себе сразу 5 блоков купил тогда.
ОтветитьЦитировать
Звучание кассеты было более живым что ли(на акустике), чем с тех же дисков. Видео с тележка или с той же камеры было записать куда проще, чем сейчас и с точки зрения сохранности плёнка при(хорошей и бережной эксплуатации) была более надёжной(чем те же диски которые пришли на смену). Сейчас качество видео бесспорно выше, но и утратить ценные записи ничего не стоит по нынешним временам(если бы не кассеты уже давно бы семейных и куда более ценных записей уже давно бы небыло у меня).Вопрос нужна ли будет эта история нашим детям, внукам и так далее ведь цифра то цифрой, а те же фотокарточки на бумаге в альбомах так и останутся и те же накопители и флешки имеют свойства устаревать и перестать читаться вдруг и самый не подходящий момент.  
ОтветитьЦитировать
Всё возвращается на круги своя, даже кассеты возвращаются, только пока не понятно в какой реальности. Где можно купить сейчас кассеты новые и какая у них цена? Или это такой же хайп, как вокруг плёночной фотографии, чтобы взвентить цены на старые зениты и киевы)) Здесь будет тоже самое, мне кажется  
ОтветитьЦитировать
Я и не выкидывал никогда, все стоит на полках,есть хорошая песня в которой есь такие строки,Все что было вернется к нам!я еще уверен и видео вернутся кассеты!
ОтветитьЦитировать
Да касеты..  
ОтветитьЦитировать
Engineer, только не DAT, а DCC.
DAT другого размера и не был совместим с компакт-кассетой.  ;)  
ОтветитьЦитировать
Мне кажется, что эта история будет развиваться, плёнка более доступна и легка в производстве, чем тот же винил. Не знаю, будет ли эта волна долгой и такой же мощной, как виниловый хайп. В целом запись на касеты — это очень интересный процесс, как вспомню карандаш и перемотку... Ух, воспоминания.
ОтветитьЦитировать
У тех кто мечтал о хорошей кассетной деке в начале и середине девяностых кассеты никуда и не пропадали.
Слишком многое было положено в приобретение желанного, чтобы через небольшое количество лет избавиться от этого как от какого то хлама.
В силу финансовых ограничений о топах и не мечтал, но:
Всё таки смог приобрести неплохой аппарат средней категории с неплохим воспроизведением благодаря хитрой головке.
Сквозной канал. Калибровка плёнки и счётчик реального времени.
Technics rs az7
Не топ, и до акаев как до Луны. Но всё же...
Полностью в рабочем состоянии как и штук тридцать кассет maxell XLII - S90.
Иногда включаю понастальгировать, чего и вам желаю.
ОтветитьЦитировать
Рассказывая о истории аудио кассет, автор забыл упомянуть про формат DAT, компактные аудио кассеты в цифровом формате. От себя добавлю, что удивлён, как это в капиталистическом мире, никто за столько лет кассетного забвения со стороны производителей и в тоже время, ностальгии по антуражности как самих этих самых носителей, так и стерео-магнитол/hi-fi дэк, со стороны потребителей, так и не осознали эту самую потребность и не дали её рынку. А ведь вполне себе логично выглядит идея разработки внешне идентичных классическим из 70х-80х-90х кассетам и плеерам, но с современной качественной начинкой аналогов, записывающиз и воспроизводящих звук в цифровом формате, но, повторюсь, с использованием плёнки, с перемоткой и другими ностальгическими атмосферными фишками. Что бы такую аудиодеку поставить в стойку с серьёзным hi-fi сетапом и не волноваться о том, что такой компонент окажется слабым местом в системе.  
ОтветитьЦитировать
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено