Музыкальные технологии 70-х: десятилетие, изменившее всю эпоху (часть 1)

История музыки вплотную связана с историей технологического прогресса. От первых примитивных ударных и горнов, сделанных из рогов животных, время плавным ходом вело человечество до изобретённого Томасом Эдисоном фонографа. Начало 20 века ускоряло прогресс, делало его колыбелью, историческим рубиконом для эволюции и создания инструментов, часть которых используется и по сей день.

Созревание технологических условий 50-х и 60-х годов дало необходимую базу для творчества. Трудно представить, но в то время AM- и FM-радио реально было мейнстримом! Виниловые пластинки постепенно вытесняли шилаковые носители, многоканальная запись расширялась ( с 4 до 8, а затем и до 16 дорожек) – все это в совокупности открыло дорогу студиям для более красочных экспериментов. Вобрав в себя опыт предыдущих поколений, 70-ым пришлось ознаменовать себя новой эрой музыкальных технологий. Эрой, заложившей новые методы и стили, эрой, с которой все началось.

70-е годы прошлого столетия стали эдакой золотой серединой, которая взяла хорошее старое и модернизировала в отличное новое. Приняв в наследие от 60-х wah-wah педали, синтезаторы, кассеты, автомобильные стереосистемы, прогресс не останавливался на достигнутом. Вторая половина 7-ого десятилетия закладывала основу, нашедшую применение и в 21 веке - восходила звезда цифрового аудио. Первые компакт-диски, карманные цифровые музыкальные плееры и даже целые жанры, вроде хип-хопа и техно, формировали современное лицо аудио-культуры.

70-е трудно описать парой слов. Объём нововведений зашкаливал, и именно этот технологический скачок предопределил будущее развитие аудио-индустрии. Что было мейнстримом? Чего все ожидали увидеть на своих полках? Зачем так долго стояли в очередях? Инновации 70-х, встречайте!

1970

24-трековая (многоканальная) запись.

Многоканальная запись, дающая возможность вести одновременную или последовательную запись большого числа звуковых источников на отдельные звуковые дорожки, в 70-х вышла на новый уровень. Представьте, «Revolver» Группы Beatles была записана всего лишь 4-канальным способом (8-канальную запись Битлы не использовали до 1968). К началу 70-х 16 трэков стало нормой, да и не за горами ожидался выход первого 24-трэкового магнитофона, выпущенного в 1974 компанией Philips. К концу десятилетия 24-канальная запись уже была скорее правилом, чем исключением, и использовалась такими гигантами, как AC/DC, Queen и Led Zeppelin.

Music history

Кассетные Hi-Fi деки.

А вас иногда пробирает ностальгия по временам, когда для того, чтобы перемотать на начало кассету, приходилось крутить её на карандаше? Тогда представьте тех, кто застал рождение той самой компакт-кассеты в 1963 году (отдельная благодарность компании Philips). Успех был настолько ошеломителен, что к середине 70-х кассеты вытеснили 4-х и 8-трековые картриджи и стали лидерами продаж во всем мире. Помогло и то, что небезызвестная фирма Dolby выпустила в 1970 году кассетные деки Dolby B с технологией noise reduction, в совокупности с которым продажи компакт-кассет только прибавили в темпе.

Music history

Автомобильные кассетные деки (магнитолы).

Наряду с повышением качества технологий, ещё одной причиной для совершенствования пленочной записи стал автомобильный рынок, где до этого момента преобладали в основном 8-трековые картриджи. В конце 70-х автопроизводители Детройта начали устанавливать в свои новые модели кассетные деки (магнитолы). Компактная новинка позволяла автомобилисту перемотать кассету назад и вперёд, а также вести запись с радио. Теперь автомобилисты могли наслаждаться своими "плейлистами" прямо в дороге. Кассетные деки, к слову, устанавливались на некоторых автомобилях вплоть до 2011 года.

Music history

Quad-8.

Несмотря на рассвет компакт-кассет, 8-трековый формат не желал отступать без боя. Весной 1970 года RCA выпустила квадрофонические 8-трековые картриджи, более известные под названием Quad-8. Совместимый с устройствами, поддерживающими 8-канальный формат, Quad-8 предлагал четырёхканальное звучание, которое отчасти можно было сравнить с объемным. Красиво выстрелить квадрофонические картриджи смогли дважды: их использовали на концерте Pink Floyd в 1967, и в 1973, когда на на Quad-8 был записан самый первый альбом Quadrophenia группы The Who. Но, в конечном итоге, квадрофоны не завоевали популярности. Однако уцелевшие картриджи с записями Floyd, Creedence Clearwater Revival и даже печально известным Metal Machine Music (5 студийный альбом Лу Рида (Lou Reed)), после продажи на eBay, принесли их владельцам круглые суммы. 8-полосные картриджи канули в лету, но остались неразрывно связаны с 70-годами.

Портативный синтезатор.

Послевоенные открытия в сфере радиоэлектронных технологий позволили решить вопрос уменьшения габаритов и цен на музыкальные синтезаторы. Выпущенный в 1955 году синтезатор Mark I стоил $175000, и считался довольно перспективной и даже революционной разработкой. Следующее поколение синтезаторов заметно окрепло и снизило ценник – второй после Mark I синтезатор обходился уже в $7000. За это стоило благодарить Роберта Артура Муга, изобретателя и пионера электронной музыки, который не прекратил своих экспериментов над синтезаторами. В 1970 году свет увидел его новое изобретение – портативный монофонический аналоговый синтезатор Minimoog. Устройство одним из первых получило возможность распространения в массы за портативность и небольшую цену (всего $1500). В итоге, к началу 80-х Minimoog задал моду на электронные клавишные и стал зародителем «Новой Волны» – жанров рок-музыки, возникших на перекрёстке 70-х и 80-х годов.

Music history

Stage Piano от Fender Rhodes.

Изобретатель Гарольд Роудз (Harold Rhodes) представил своё первое электронное фортепиано в 1965 году, однако успех к нему пришёл чуть позже. Имя Роудза вошло в историю, когда в 1970 году музыкантам было презентована более легкая и мобильная версия Stage Piano. Резко завоевавшее умы и сердца людей, электронное фортепиано компании Fender Rhodes оставалось иконой на протяжении десятилетия. Stage Piano использовалось всеми – начиная с только создающих свою карьеру групп и заканчивая такими мастодонтами, как Стиви Уандер (Stevie Wonder), Херби Хэнкок (Herbie Hancock) и The Doors.

Меллотрон.

Разработанный в 1963 в Англии, меллотрон генерировал звучание с помощью магнитофонных лент, расположенных по одной на каждую клавишу. Впервые звучание меллотрона публика оценила в сингле Beatles «Strawberry Fields Forever». Именно это самое устройство (модель Fx Console) в 1980 приобрёл Майк Олдфилд (Mike Oldfield), но потом (в 1994) перепродал его первоначальному владельцу – Полу Маккартни. Меллотроны, способные заменить целый оркестр, получили широкое распространение в рок-музыке 70-х, но позже были вытеснены семплерами. Судьба уготовила устройству подарок – звучание меллотрона снова вошло в моду 90-х, как только его вновь начали использовать Lenny Kravitz, Red Hot Chili Peppers, Radiohead и другие.

Music history

1970-1971 Караоке.

Начиная с 70-х, караоке бодрой поступью обошло весь земной шар и осело в клубах, барах и домах ярых поклонников. Несмотря на сравнительно недавнее происхождение, точно о караоке можно упоминать только два факта – придумано оно было в Японии, и сделал его Дайсукэ Иноэ (Daisuke Inoue). Детали происхождения до сих пор не известны, и поэтому, спустя время, сложились две легенды. Согласно первой, Дайсукэ, будучи музыкантом ночного клуба, по просьбе двух бизнесменов в 1970 году сделал караоке. Предприниматели хотели сами подпевать любимым песням, и Иноэ пришлось оставить от них только музыкальное сопровождение. Как гласит вторая, в 1971 году барабанщик рок-группы Дайсукэ Иноэ искал способ развлечь публику во время перерывов между выступлениями. Тогда он и придумал аппарат, способный воспроизводить музыку без слов, чтобы толпа поклонников могла поупражняться в знании текстов песен. Какая из легенд близка к истине - до конца не ясно. Запомнилось только одно. В 2004 году Дайсукэ наградили "Шнобелевской премией" (Ig Nobel Prizes), выдаваемой за самые нелепые и бесполезные изобретения.

Music history

1971 Вокодеры.

Вокодер – по сути, тот же синтезатор, анализирующий речь на основе произвольного сигнала с богатым спектром – имеет долгую и увлекательную историю, восходящую к 1928, а именно компании Bell Labs. Инженеры главной телефонной компании Америки смоделировали первые вокодеры, нацеленные на экономию частотных ресурсов радиолинии. В то время для телефонии "роботизированный голос" был ещё терпим, но позже им заинтересовались музыканты. Первое использование музыкального вокодера можно отнести к 1967 году, к песне Элвина Люсьера (Alvin Lucier) "North American Time Capsule", но конечную славу устройство снискало позже. Звуковые вставки вокодеров ясно запомнились после фильма Стэнли Кубрика «Заводной апельсин» (1971), где в основном сопровождали сцены насилия, жестокости и оргий. "Роботизированный" звук гаджета периодически всплывал в истории, и даже смог добраться до наших дней, сохранившись в выступлениях группы Daft Punk.

Music history

Wah-wah педали.

История эффекта wah-wah (в России он стал называться "квакушкой") берет своё начало в 60-х годах. Изобретатели wah-педалей пытались создать фильтр, с помощью которого изменялась центральная частота пика гитары. Впервые wah-wah использовался Джорджем Харррисоном при записи альбома «Help!», но популяризировать эффект пришлось знаменитому Джимми Хендриксу, для которого "квакушка" стала фирменным элементом звучания. Однако, абсолютного признания wah-педали не добились бы без Майлза Дэвиса, который использовал их в записи альбомов Live Evil (1971), On the Corner (1972) и Agharta (1975).

Music history

Digital Delay.

В начале 70-х музыкальная индустрия могла только мечтать о цифровом будущем. В 1971 году был изобретён Delta T-101, устройство, имитирующее затухающие повторы исходного сигнала. Эффект добавлял к исходнику его копию (или несколько копий), задержанных по времени. Цифровая схема Delta T-101 сохраняла сигнал в памяти устройства про принципу наложения, что обеспечивало повторение без потери качества сигнала. Устройство называли "цифровым прорывом" и "новым шагом в цифровое будущее". Так и было: Delta T-101 Digital Delay предопределил цифровую эру будущих поколений.

Music history

T.O.N.T.O.

К концу 6-ого десятилетия прошлого века британцем Малкольмом Сесилем (Malcolm Cecil) и американцем Робертом Маргулефом (Robert Margouleff) был создан самый большой (и к тому же первый) полифонический синтезатор в истории – T.O.N.T.O., или «The Original New Timbral Orchestra". TONTO, достроенный к 1971 году, представлял собой (и представляет до сих пор) огромную систему, состоящую из модулей нескольких производителей. Первый альбом дуэта TONTO's Expanding Head Bang «Zero Time», наполненный уникальной палитрой звуков, вышел в 71-ом году и сразу привлёк к себе внимание ведущих музыкантов. Среди таких оказался великий Стиви Уандер (Stevie Wonder), с которым у дуэта TONTO сложилось самое длительное и продуктивное сотрудничество, вылившееся в совместный альбом 72-го года «Music of My Mind». К слову, звуковую палитру TONTO до сих пор не смогли воссоздать никакими подручными средствами – будь то передовые синтезаторы или современные программы.

Music history

1972 Микшер короля Табби.

И даже DJ-культура тоже обязана своим рождением 70-м. В 1972 году, обычным ремонтником электроники по имени Осборн Руддок (Osbourne Ruddock) (вошедшим в историю как Король Табби), был создан самодельный, довольно таки "кустарный", но микшер. Виртуозная и частями импровизационная обработка звука Осборном поражала современников своей экспрессией, чувством такта и умением найти подходящий момент. В последующие годы устройство, купленное у Короля Табби продюсером Банни Ли (Bunny Lee), помогло развить такие направления, как post-punk, hip-hop и techno.

Music history

Mu-Tron III.

В этом случае все началось с простой идеи: необходимо было создать устройство, которое, используя различные электрические инструменты, могло бы воссоздать звучание, похожее на звуки синтезатора. И в 1972 году, Musitronics Corporation вместе с Майклом Бейгелом (Michael Baygel), выпустила "первый в мире высокочастотный фильтр" Mu-Tron III. Ведомый к новому классу "auto-wah" педалей, Mu-Tron III стал находкой для фанковых музыкантов. Не прошёл мимо и мистер "ЯВКурсеВсехНовинок" Стиви Уандер, использовавший устройство для создания «Higher Ground".

1973 Ток-бокс Хейла.

Боб Хейл (Bob Heil) прославился как волшебник, кратно улучшивший живое звучание Grateful Dead и The Who и популяризировавший ток-боксы – устройства, реализующие эффект "поющей гитары" ( то есть звучания с интонационными особенностями голоса исполнителя). Характерный пример эффекта можно услышать во вступительной заставке «Симпсонов». Сначала Хейл создал ток-бокс для Джо Уолша (Joe Walsh) в начале 70-х, а затем подарил коммерческую версию Питеру Фрэмптону (Piter Frampton) в качестве рождественского подарка. Последний незамедлительно использовал подарок в альбоме-блокбастере «Frampton Comes Alive!», и уже никогда не расставался с ток-боксом.

1974 12-дюймовая пластинка.

Зачастую гениальные проекты являются результатом долговременного труда, но и не редко способны рождаться в головах за секунды. Так произошло и с трансформацией 7-дюймовых пластинок в 12-дюймовые. Ещё до начала 70-х миксы Тома Мултона (Tom Moulton) гремели по всему Нью-Йорку и за его пределами. Однако, становясь все более длинными и сложными, стало понятно, что 7-дюймовая пластинка не обеспечит должным качеством и не даст миксам раскрыться в полном объеме. На спасение прибыл 12-дюймовый формат, появившийся по воле случая. Как то Мултон попросил Хосе Родригеса (инженера по мастерингу) отпечатать на виниле свой микс, но у Хосе на тот момент закончились 7-дюймовые болванки, необходимые для мастер-копии. Со словами "Я знаю что делать: мы расширим канавки и сделаем звучание ещё громче" Родригес предложил Мултону 12-дюймовую заготовку. Том, воздержавшись с ответом, решил протестировать получившийся диск и, услышав результат, пришёл в неописуемый восторг. В итоге, на самой первой 12-дюймовой мастер-копии записали «So Much For Love» от Moment of Truth.

Music history

1975 Polymoog.

Ещё до своего появления в продаже Polymoog, благодаря слухам, стали называть "синтезатором, о котором можно только мечтать". Первые сообщения Moog Music о выпуске полифонического синтезатора вызвали трепет среди музыкантов. Для 1975 Polymoog был уникальным явлением. Он имел клавиатуру на 71 клавишу, был полностью полифоническим и реагировал на скорость нажатия клавиш. Именно этого 71-клавишного монстра использовал Гэри Ньюман (Gary Numan) в собственном хите «Cars» 79-ого года. Вплоть до этого же года у Polymoog не было конкурентов — другие полифонические синтезаторы вступили в игру очень поздно. Стали появляться такие модели синтезаторов, как Yamaha CS-80, Oberheim Polyphonic&OBX, Sequential Circuits Prophet-5 и Roland Jupiter 4.

Автомобильные стерео-системы.

Поскольку автомобилисты уже привыкли к прослушиванию любимой музыки на кассетных деках, наступил тот самый момент, когда сфера автомобильных аудио-систем нуждалась в расширении. В более дорогих автомобилях начали появляться первые стерео-системы. Pioneer Electronics утверждают, что первая автомобильная стерео-система дебютировала в 1975 году. Компоненты автомобильного новшества были построены таким образом, что вуферы (низкочастотные динамики) устанавливались отдельно от твитеров (предназначались для воспроизведения высокочастотного диапазона в составе многоголосной акустической системы). Такое решение, по заверению производителей, приводило к улучшенному звучанию. Для полного комплекта оставалось дождаться только сабвуферов.

(продолжение следует...)

Комментарии (1):
Спасибо, с интересом прочитал.
ОтветитьЦитировать
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено