Чёрная пятница в Dr.Head

Меню
Каталог товаров

Музыкальные технологии 70-х: десятилетие, изменившее всю эпоху (часть 1)

История музыки вплотную связана с историей технологического прогресса. От первых примитивных ударных и горнов, сделанных из рогов животных, время плавным ходом вело человечество до изобретённого Томасом Эдисоном фонографа. Начало 20 века ускоряло прогресс, делало его колыбелью, историческим рубиконом для эволюции и создания инструментов, часть которых используется и по сей день.

Созревание технологических условий 50-х и 60-х годов дало необходимую базу для творчества. Трудно представить, но в то время AM- и FM-радио реально было мейнстримом! Виниловые пластинки постепенно вытесняли шилаковые носители, многоканальная запись расширялась ( с 4 до 8, а затем и до 16 дорожек) – все это в совокупности открыло дорогу студиям для более красочных экспериментов. Вобрав в себя опыт предыдущих поколений, 70-ым пришлось ознаменовать себя новой эрой музыкальных технологий. Эрой, заложившей новые методы и стили, эрой, с которой все началось.

70-е годы прошлого столетия стали эдакой золотой серединой, которая взяла хорошее старое и модернизировала в отличное новое. Приняв в наследие от 60-х wah-wah педали, синтезаторы, кассеты, автомобильные стереосистемы, прогресс не останавливался на достигнутом. Вторая половина 7-ого десятилетия закладывала основу, нашедшую применение и в 21 веке - восходила звезда цифрового аудио. Первые компакт-диски, карманные цифровые музыкальные плееры и даже целые жанры, вроде хип-хопа и техно, формировали современное лицо аудио-культуры.

70-е трудно описать парой слов. Объём нововведений зашкаливал, и именно этот технологический скачок предопределил будущее развитие аудио-индустрии. Что было мейнстримом? Чего все ожидали увидеть на своих полках? Зачем так долго стояли в очередях? Инновации 70-х, встречайте!

1970

24-трековая (многоканальная) запись.

Многоканальная запись, дающая возможность вести одновременную или последовательную запись большого числа звуковых источников на отдельные звуковые дорожки, в 70-х вышла на новый уровень. Представьте, «Revolver» Группы Beatles была записана всего лишь 4-канальным способом (8-канальную запись Битлы не использовали до 1968). К началу 70-х 16 трэков стало нормой, да и не за горами ожидался выход первого 24-трэкового магнитофона, выпущенного в 1974 компанией Philips. К концу десятилетия 24-канальная запись уже была скорее правилом, чем исключением, и использовалась такими гигантами, как AC/DC, Queen и Led Zeppelin.

Music history

Кассетные Hi-Fi деки.

А вас иногда пробирает ностальгия по временам, когда для того, чтобы перемотать на начало кассету, приходилось крутить её на карандаше? Тогда представьте тех, кто застал рождение той самой компакт-кассеты в 1963 году (отдельная благодарность компании Philips). Успех был настолько ошеломителен, что к середине 70-х кассеты вытеснили 4-х и 8-трековые картриджи и стали лидерами продаж во всем мире. Помогло и то, что небезызвестная фирма Dolby выпустила в 1970 году кассетные деки Dolby B с технологией noise reduction, в совокупности с которым продажи компакт-кассет только прибавили в темпе.

Music history

Автомобильные кассетные деки (магнитолы).

Наряду с повышением качества технологий, ещё одной причиной для совершенствования пленочной записи стал автомобильный рынок, где до этого момента преобладали в основном 8-трековые картриджи. В конце 70-х автопроизводители Детройта начали устанавливать в свои новые модели кассетные деки (магнитолы). Компактная новинка позволяла автомобилисту перемотать кассету назад и вперёд, а также вести запись с радио. Теперь автомобилисты могли наслаждаться своими "плейлистами" прямо в дороге. Кассетные деки, к слову, устанавливались на некоторых автомобилях вплоть до 2011 года.

Music history

Quad-8.

Несмотря на рассвет компакт-кассет, 8-трековый формат не желал отступать без боя. Весной 1970 года RCA выпустила квадрофонические 8-трековые картриджи, более известные под названием Quad-8. Совместимый с устройствами, поддерживающими 8-канальный формат, Quad-8 предлагал четырёхканальное звучание, которое отчасти можно было сравнить с объемным. Красиво выстрелить квадрофонические картриджи смогли дважды: их использовали на концерте Pink Floyd в 1967, и в 1973, когда на на Quad-8 был записан самый первый альбом Quadrophenia группы The Who. Но, в конечном итоге, квадрофоны не завоевали популярности. Однако уцелевшие картриджи с записями Floyd, Creedence Clearwater Revival и даже печально известным Metal Machine Music (5 студийный альбом Лу Рида (Lou Reed)), после продажи на eBay, принесли их владельцам круглые суммы. 8-полосные картриджи канули в лету, но остались неразрывно связаны с 70-годами.

Портативный синтезатор.

Послевоенные открытия в сфере радиоэлектронных технологий позволили решить вопрос уменьшения габаритов и цен на музыкальные синтезаторы. Выпущенный в 1955 году синтезатор Mark I стоил $175000, и считался довольно перспективной и даже революционной разработкой. Следующее поколение синтезаторов заметно окрепло и снизило ценник – второй после Mark I синтезатор обходился уже в $7000. За это стоило благодарить Роберта Артура Муга, изобретателя и пионера электронной музыки, который не прекратил своих экспериментов над синтезаторами. В 1970 году свет увидел его новое изобретение – портативный монофонический аналоговый синтезатор Minimoog. Устройство одним из первых получило возможность распространения в массы за портативность и небольшую цену (всего $1500). В итоге, к началу 80-х Minimoog задал моду на электронные клавишные и стал зародителем «Новой Волны» – жанров рок-музыки, возникших на перекрёстке 70-х и 80-х годов.

Music history

Stage Piano от Fender Rhodes.

Изобретатель Гарольд Роудз (Harold Rhodes) представил своё первое электронное фортепиано в 1965 году, однако успех к нему пришёл чуть позже. Имя Роудза вошло в историю, когда в 1970 году музыкантам было презентована более легкая и мобильная версия Stage Piano. Резко завоевавшее умы и сердца людей, электронное фортепиано компании Fender Rhodes оставалось иконой на протяжении десятилетия. Stage Piano использовалось всеми – начиная с только создающих свою карьеру групп и заканчивая такими мастодонтами, как Стиви Уандер (Stevie Wonder), Херби Хэнкок (Herbie Hancock) и The Doors.

Меллотрон.

Разработанный в 1963 в Англии, меллотрон генерировал звучание с помощью магнитофонных лент, расположенных по одной на каждую клавишу. Впервые звучание меллотрона публика оценила в сингле Beatles «Strawberry Fields Forever». Именно это самое устройство (модель Fx Console) в 1980 приобрёл Майк Олдфилд (Mike Oldfield), но потом (в 1994) перепродал его первоначальному владельцу – Полу Маккартни. Меллотроны, способные заменить целый оркестр, получили широкое распространение в рок-музыке 70-х, но позже были вытеснены семплерами. Судьба уготовила устройству подарок – звучание меллотрона снова вошло в моду 90-х, как только его вновь начали использовать Lenny Kravitz, Red Hot Chili Peppers, Radiohead и другие.

Music history

1970-1971 Караоке.

Начиная с 70-х, караоке бодрой поступью обошло весь земной шар и осело в клубах, барах и домах ярых поклонников. Несмотря на сравнительно недавнее происхождение, точно о караоке можно упоминать только два факта – придумано оно было в Японии, и сделал его Дайсукэ Иноэ (Daisuke Inoue). Детали происхождения до сих пор не известны, и поэтому, спустя время, сложились две легенды. Согласно первой, Дайсукэ, будучи музыкантом ночного клуба, по просьбе двух бизнесменов в 1970 году сделал караоке. Предприниматели хотели сами подпевать любимым песням, и Иноэ пришлось оставить от них только музыкальное сопровождение. Как гласит вторая, в 1971 году барабанщик рок-группы Дайсукэ Иноэ искал способ развлечь публику во время перерывов между выступлениями. Тогда он и придумал аппарат, способный воспроизводить музыку без слов, чтобы толпа поклонников могла поупражняться в знании текстов песен. Какая из легенд близка к истине - до конца не ясно. Запомнилось только одно. В 2004 году Дайсукэ наградили "Шнобелевской премией" (Ig Nobel Prizes), выдаваемой за самые нелепые и бесполезные изобретения.

Music history

1971 Вокодеры.

Вокодер – по сути, тот же синтезатор, анализирующий речь на основе произвольного сигнала с богатым спектром – имеет долгую и увлекательную историю, восходящую к 1928, а именно компании Bell Labs. Инженеры главной телефонной компании Америки смоделировали первые вокодеры, нацеленные на экономию частотных ресурсов радиолинии. В то время для телефонии "роботизированный голос" был ещё терпим, но позже им заинтересовались музыканты. Первое использование музыкального вокодера можно отнести к 1967 году, к песне Элвина Люсьера (Alvin Lucier) "North American Time Capsule", но конечную славу устройство снискало позже. Звуковые вставки вокодеров ясно запомнились после фильма Стэнли Кубрика «Заводной апельсин» (1971), где в основном сопровождали сцены насилия, жестокости и оргий. "Роботизированный" звук гаджета периодически всплывал в истории, и даже смог добраться до наших дней, сохранившись в выступлениях группы Daft Punk.

Music history

Wah-wah педали.

История эффекта wah-wah (в России он стал называться "квакушкой") берет своё начало в 60-х годах. Изобретатели wah-педалей пытались создать фильтр, с помощью которого изменялась центральная частота пика гитары. Впервые wah-wah использовался Джорджем Харррисоном при записи альбома «Help!», но популяризировать эффект пришлось знаменитому Джимми Хендриксу, для которого "квакушка" стала фирменным элементом звучания. Однако, абсолютного признания wah-педали не добились бы без Майлза Дэвиса, который использовал их в записи альбомов Live Evil (1971), On the Corner (1972) и Agharta (1975).

Music history

Digital Delay.

В начале 70-х музыкальная индустрия могла только мечтать о цифровом будущем. В 1971 году был изобретён Delta T-101, устройство, имитирующее затухающие повторы исходного сигнала. Эффект добавлял к исходнику его копию (или несколько копий), задержанных по времени. Цифровая схема Delta T-101 сохраняла сигнал в памяти устройства про принципу наложения, что обеспечивало повторение без потери качества сигнала. Устройство называли "цифровым прорывом" и "новым шагом в цифровое будущее". Так и было: Delta T-101 Digital Delay предопределил цифровую эру будущих поколений.

Music history

T.O.N.T.O.

К концу 6-ого десятилетия прошлого века британцем Малкольмом Сесилем (Malcolm Cecil) и американцем Робертом Маргулефом (Robert Margouleff) был создан самый большой (и к тому же первый) полифонический синтезатор в истории – T.O.N.T.O., или «The Original New Timbral Orchestra". TONTO, достроенный к 1971 году, представлял собой (и представляет до сих пор) огромную систему, состоящую из модулей нескольких производителей. Первый альбом дуэта TONTO's Expanding Head Bang «Zero Time», наполненный уникальной палитрой звуков, вышел в 71-ом году и сразу привлёк к себе внимание ведущих музыкантов. Среди таких оказался великий Стиви Уандер (Stevie Wonder), с которым у дуэта TONTO сложилось самое длительное и продуктивное сотрудничество, вылившееся в совместный альбом 72-го года «Music of My Mind». К слову, звуковую палитру TONTO до сих пор не смогли воссоздать никакими подручными средствами – будь то передовые синтезаторы или современные программы.

Music history

1972 Микшер короля Табби.

И даже DJ-культура тоже обязана своим рождением 70-м. В 1972 году, обычным ремонтником электроники по имени Осборн Руддок (Osbourne Ruddock) (вошедшим в историю как Король Табби), был создан самодельный, довольно таки "кустарный", но микшер. Виртуозная и частями импровизационная обработка звука Осборном поражала современников своей экспрессией, чувством такта и умением найти подходящий момент. В последующие годы устройство, купленное у Короля Табби продюсером Банни Ли (Bunny Lee), помогло развить такие направления, как post-punk, hip-hop и techno.

Music history

Mu-Tron III.

В этом случае все началось с простой идеи: необходимо было создать устройство, которое, используя различные электрические инструменты, могло бы воссоздать звучание, похожее на звуки синтезатора. И в 1972 году, Musitronics Corporation вместе с Майклом Бейгелом (Michael Baygel), выпустила "первый в мире высокочастотный фильтр" Mu-Tron III. Ведомый к новому классу "auto-wah" педалей, Mu-Tron III стал находкой для фанковых музыкантов. Не прошёл мимо и мистер "ЯВКурсеВсехНовинок" Стиви Уандер, использовавший устройство для создания «Higher Ground".

1973 Ток-бокс Хейла.

Боб Хейл (Bob Heil) прославился как волшебник, кратно улучшивший живое звучание Grateful Dead и The Who и популяризировавший ток-боксы – устройства, реализующие эффект "поющей гитары" ( то есть звучания с интонационными особенностями голоса исполнителя). Характерный пример эффекта можно услышать во вступительной заставке «Симпсонов». Сначала Хейл создал ток-бокс для Джо Уолша (Joe Walsh) в начале 70-х, а затем подарил коммерческую версию Питеру Фрэмптону (Piter Frampton) в качестве рождественского подарка. Последний незамедлительно использовал подарок в альбоме-блокбастере «Frampton Comes Alive!», и уже никогда не расставался с ток-боксом.

1974 12-дюймовая пластинка.

Зачастую гениальные проекты являются результатом долговременного труда, но и не редко способны рождаться в головах за секунды. Так произошло и с трансформацией 7-дюймовых пластинок в 12-дюймовые. Ещё до начала 70-х миксы Тома Мултона (Tom Moulton) гремели по всему Нью-Йорку и за его пределами. Однако, становясь все более длинными и сложными, стало понятно, что 7-дюймовая пластинка не обеспечит должным качеством и не даст миксам раскрыться в полном объеме. На спасение прибыл 12-дюймовый формат, появившийся по воле случая. Как то Мултон попросил Хосе Родригеса (инженера по мастерингу) отпечатать на виниле свой микс, но у Хосе на тот момент закончились 7-дюймовые болванки, необходимые для мастер-копии. Со словами "Я знаю что делать: мы расширим канавки и сделаем звучание ещё громче" Родригес предложил Мултону 12-дюймовую заготовку. Том, воздержавшись с ответом, решил протестировать получившийся диск и, услышав результат, пришёл в неописуемый восторг. В итоге, на самой первой 12-дюймовой мастер-копии записали «So Much For Love» от Moment of Truth.

Music history

1975 Polymoog.

Ещё до своего появления в продаже Polymoog, благодаря слухам, стали называть "синтезатором, о котором можно только мечтать". Первые сообщения Moog Music о выпуске полифонического синтезатора вызвали трепет среди музыкантов. Для 1975 Polymoog был уникальным явлением. Он имел клавиатуру на 71 клавишу, был полностью полифоническим и реагировал на скорость нажатия клавиш. Именно этого 71-клавишного монстра использовал Гэри Ньюман (Gary Numan) в собственном хите «Cars» 79-ого года. Вплоть до этого же года у Polymoog не было конкурентов — другие полифонические синтезаторы вступили в игру очень поздно. Стали появляться такие модели синтезаторов, как Yamaha CS-80, Oberheim Polyphonic&OBX, Sequential Circuits Prophet-5 и Roland Jupiter 4.

Автомобильные стерео-системы.

Поскольку автомобилисты уже привыкли к прослушиванию любимой музыки на кассетных деках, наступил тот самый момент, когда сфера автомобильных аудио-систем нуждалась в расширении. В более дорогих автомобилях начали появляться первые стерео-системы. Pioneer Electronics утверждают, что первая автомобильная стерео-система дебютировала в 1975 году. Компоненты автомобильного новшества были построены таким образом, что вуферы (низкочастотные динамики) устанавливались отдельно от твитеров (предназначались для воспроизведения высокочастотного диапазона в составе многоголосной акустической системы). Такое решение, по заверению производителей, приводило к улучшенному звучанию. Для полного комплекта оставалось дождаться только сабвуферов.

(продолжение следует...)

Комментарии (0):
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
 
1MORE 64Audio Abyss Acoustic Revive Acoustic Signature ADAM AUDIO Adam Hall Adidas ADL AfterShokz AIAIAI AKAI AKG Alctron Alesis Alive Audio Allen & Heath Allocacoc Alpine Amphenol Amphion Analog Renaissance Anker APOGEE Apollo Apple Arcam Arozzi Arturia Astell & Kern Aston Asus Atlas Audeze Audio Pro Audio-Technica Audiolab AudioQuest AudioValve Audix
Aukey AURATONE Aurender Aurisonics AVM Audio AXES Bang & Olufsen Baseus Bassocontinuo Beats Behringer Belkin Belsis Beyerdynamic Biamp Biopor Black Fox Blacknote Bluesound BMW Bose Bowers & Wilkins Boya Braun Brauner Bryston Burson Audio Cambridge Audio Campfire Audio Canton Cary Audio Case-Mate Cayin Celsus Sound Chord Clearaudio Colorful Comply Cooler Master Cordial
Corsair Cowon Creative Crosley CTM Dali DBX Dekoni Denon Deppa Dicom DiGiCo DiGiGrid DigiTech Dita Audio DJB DPA Dr.Head Dreamvawe Dual DUNU Duracell Dutch & Dutch Dynaudio EarAsers ECAP EDIC-mini Elari Elation Elecom Elekit Elgato Energizer ERATO Esoteric Etymotic Research Exposure Fender Fidue FiiO
Final Audio Fir Audio Fisch Audiotechnik Fischer Audio Flexis Focal Focusrite Fostex Fujimi Funtastique Furutech Gamdias Gator Genelec Gigawatt Gissar Gold Note Golla Gravity Griffin Groneberg Hama Harman/Kardon HECO HEDD Hercules Hewlett Packard HIFIMAN Hiper Hippo HUAWEI Hybrid Audio HyperX iBasso ICE-Q iFi iHave IK Multimedia In-ear Inakustik
Ion Audio IsoAcoustics IsoTek iSound IXOS j5create Jabra JBL JH Audio JVC K&M Kimber Kable Kingston Klipsch Klotz Korg Koss KRK Kworld Labkable Laconic Lanchiya LD Systems Le Cord Lehmann Audio Lewitt Line 6 Livid Logitech Luxman Luxury & Precision Lyambda M-Audio Mac Audio Mackie Mag-Lev Magnat Manley Maono Marantz
Marley Marshall Master & Dynamic Maxell Mcintosh MEE Audio Meizu MELCO Meters Meze Michi MoFi Momax Monitor Audio MONKEY BANANA Monster Moodz Nubuck Moshi MOTU Mpow MrSpeakers MSB Musatoff Musical Fidelity Mytek NAD Naim Native Instruments NEOTECH Neumann Neutrik Ningbo Noble Nobunaga Labs Noise Killer Nomad Nordost Novation Nude Audio Numark
NuPrime Nut Nyne oBravo Oehlbach Onkyo Oppo Ortofon Otovita Oyaide Padmate Pelican Perfect sound Phiaton Philips Pioneer Planet Waves Plantronics Polk Audio Popsockets PreSonus PrimeLine Pro-Ject Promate PS Audio PSB Q Acoustic QCY QED Quad Questyle Quik Lok Razer RCF Real Cable ReCables Rega RHA Ritmix RME
Rock Rockdale Rockport Technologies Rockwood RODE Roland ROLI Rombica Rotel Royer Ruark Rupert Neve Designs Sabaj SAEC Samsung SanDisk Saramonic Satechi Schiit Sennheiser Shanling Shure Sieveking Sound Silicon Power Sim Audio SIMGOT Simpleway Simply Analog SleepPhones SMARTIX SMSL Softube SOL Republic Solove Sonus Faber Sony Sound Warrior Soundcraft SoundLink Soyuz
Spectral Spigen SpinFit SPL Stax Stealth Sonics SteelSeries Sumiko Switchcrft Synergistic Research T+A Tannoy Target Tascam TC Electronic TC HELICON Tchernov Cable TEAC Technics Telefunken The Bit Thorens Thronmax TiTech Tonar Townsend Labs Tralucent Transparent Audio Triangle TS cable Tutti Frutti Twelve South UAG Ultimate Ultimate Ears Ultralink Ultrasone Unipads Universal Audio Urbanears
V-Moda Van Den Hul Venture Craft Vivanco Westone Whiplash Wireworld Xiaomi Xtrfy Yamaha YAXI ZAOR Zoom Audio Яндекс