Кешбэк 5% баллами при оплате Яндекс Пэй. Подробнее ->>>

Как создают фильмы с хорошим звуком? Интервью с саунд-дизайнером Андреем Бельчиковым

27 июля в Dr.Head прошёл открытый урок по саунд-дизайну от школы Soundcluster. До мероприятия мы поговорили с супервайзером по звуку Андреем Бельчиковым, руководителем студии Flysound, работавшим над фильмами «‎Спутник», «‎Вторжение», «‎Притяжение», «Лед» и многими другими картинами российских режиссёров. Разговор открыл для нас целый мир звука в фильмах — спешим поделиться им с вами.

Андрей, что такое саунд-дизайн?

Сейчас саунд-дизайн — это некое собирательное понятие, под этим словом скрывается множество профессий. Понятие «саунд-дизайн» придумал звукорежиссёр Уолтер Мёрч во время работы над фильмом Фрэнсиса Копполы «‎Апокалипсис сегодня» — первой картины, которую сводили в формате 5.1 (фильм выпущен в 1979 году. — Прим.ред.). История была такая: Коппола подошёл к Мёрчу, который делал звук к фильму, и спросил, как того следует подписать в титрах к фильму. По аналогии с продакшен-дизайнером (художником-постановщиком) Уолтер Мёрч подумал, что классно было бы назвать новую профессию саунд-дизайнером.

Саунд-дизайнер — это постановщик звука в пространстве, которое окружает зрителя. Идёт разделение: художник-постановщик формирует пространство в кадре (где стоит какая пальма, где какой вертолёт летит), а саунд-дизайнер выстраивает такое же звуковое пространство в зале с акустическими системами. Именно это значение вкладывал Уолтер Мёрч в саунд-дизайн в 1979 году.

Сейчас определение профессии поменялось: саунд-дизайнер — это человек, который придумывает звуковые эффекты в фильме. В кино он может выполнять множество разных функций, и люди путают эту профессию с другими. Например, шумооформитель (фоли) — специалист, который записывает синхронные шумы (шаги и другую деятельность в кадре) — часто принимается за саунд-дизайнера. Есть звукорежиссеры, которые записывают атмосферу: городские фоны, природу — их тоже часто называют саунд-дизайнерами. В сериалах мы слышим звуки машин, кассовых аппаратов, дверей и много чего ещё — и это тоже называют этим понятием.

Однако, в большом кино есть некий человек, отвечающий за художественное решение в звуковых эффектах — его и называют саунд-дизайнером.

Откуда можно отсчитывать историю саунд-дизайна?

Как только появилось кино со звуком, появился и саунд-дизайн, хотя он так и не назывался. Можно отсчитывать историю с появления шумовых машин изобретателя Владимира Попова, которые использовали в театральных постановках и фильмах первой половины XX века. Эти устройства имитировали разные звуки: шум ветра, шелест листьев и так далее. А термин «саунд-дизайн», как мы говорили, появился в работе над фильмом «Апокалипсис сегодня‎».

Где во время съёмок находится саунд-дизайнер? Как отличить его от композитора или оператора?

На съёмочной площадке есть только звукорежиссёр записи самой площадки. Саунд-дизайнер участия в съёмках не принимает. Исключения бывают, если снимают горящую машину, например. Тогда приедет специальный рекордист с отдельным комплектом оборудования и запишет вместе с остальной командой звукорежиссеров звуки взрыва. Но на площадке, как правило, пишут только звук голосов.

На ваш взгляд, какую роль играет звук в фильмах?

Так как я звукорежиссёр, то считаю, что вообще единственно значимую (смеется. — Прим.ред.). Ну как понять, какую роль играет? Можно выпускать фильмы без звука, можно на фортепиано аккомпанировать. Джордж Лукас отводит звуку ровно 50% в успехе фильма. Ведь у нас есть только изображение и звук — такова природа восприятия.

Когда режиссер и сценарист работают над картиной, они могут посмотреть зарисовки, макеты, эскизы. А как обсуждается звук к фильмам?

Фёдор Сергеевич Бондарчук, с которым мы работаем на всех его последних проектах, в интервью про нас сказал: «Приходишь на Flysound и говоришь: хочу звук чёрного». И мы делаем звук чёрного. Это психологическая работа, ты должен нырнуть в голову человека, понять, что он имеет в виду, и создать звуковой образ, предвосхищая его ожидания. Сделать даже круче, чем он сам себе представлял этот звук.

Многие режиссеры дают референс: «Хочу звук атмосферы, как вот в этом фильме». Саунд-дизайнер садится за работу, анализирует референс, а затем выдаёт похожее звучание. Потом выясняется, что режиссер просто хотел, чтобы определённый звуковой слой был громче других. Очень важно общение между режиссёром и саунд-дизайнером и их взаимопонимание, ведь для объяснения звуков люди используют совершенно разные слова, метафоры, прилагательные, примеры. Ты должен понять эмоции другого человека — это работа с эмпатией в первую очередь.

На каком этапе создания кино идёт работа со звуком?

Мы включаемся в работу ещё на читке сценария, но основное участие мы принимаем в постпродакшене: где-то полгода–год после съёмок идет наша работа, чтобы создать всю звуковую палитру в студиях. Но саунд-дизайн — это только часть, ведь ещё есть монтажёр голосов, монтажёр атмосфер, звукорежиссёры перезаписи, шумооформители, рекордисты речевого звучания, рекордисты фоли, звукорежиссёр сведения музыки и ещё целый список специалистов. Саунд-дизайнер в этом смысле — далеко не центральная позиция, хотя и прикольная, интересная и классная.

Есть ли какой-то общий банк звуков или для нового проекта запись делается заново?

Отличный пример: есть специализированные сайты с библиотекой роликов, где любую картину можно собрать из кадров, которые там продаются — всё, фильм готов! Будет его кто-нибудь смотреть? Ответ очевиден. То же самое относится к звуку. Какие-то вещи может и можно продублировать, но в целом чем выше класс саунд-дизайнера, тем меньше чьих-то наработок он использует в своей работе. Тем более, что эти библиотеки чаще всего так сильно изъезжены, что постоянно приходится искать что-то новое. Их иногда используют как источник вдохновения, чтобы понять, как примерно может звучать образ, и воссоздать его по-другому, ещё качественнее. Либо к ним обращаются, когда нужно найти совсем уж редкие звуки, на которые тратить ресурс нет смысла — там пара секунд в кадре. Уважающий себя саунд-дизайнер должен создавать собственную библиотеку звуков.

Саунд-дизайнер ходит с рекордером и микрофоном по локациям и записывает звуки в разных интересных местах?

Ещё как ходит. Мы учеников нашей школы (Soundcluster) отправляем искать необычные локации и постоянно анализировать то, что они слышат вокруг. Работа саунд-дизайнера — это работа «‎в поле». Откуда еще брать звуки? Понятно, что есть синтезаторы и библиотеки, но большая часть берётся из окружающего мира. Практика для нашей профессии очень важна, и мы стараемся приучить к ней начинающих саунд-дизайнеров в Soundcluster.

Зритель, смотрящий фильм, воспринимает звук как должное. Вам не обидно, что работа саунд-дизайнера в тени?

Часто бывает так, что лавры режиссёра присваивают себе продюсеры. Или, например, композиторы жалуются на звукорежиссёров перезаписи, что всю их первоначальную музыкальную идею изменили. Если есть опасения, что тебя не признают, или ты пришёл в этот бизнес ради славы, то сначала нужно пойти к психологу или выбирать другую стезю, где ты будешь единственным «‎вольным художником». Помимо саунд-дизайнера, есть ещё десять разных специалистов, которые отвечают за звук в фильме. Самый важный человек в этом плане — это бум-оператор — «‎человек с удочкой». Он отвечает за запись голосов на площадке, и от этого зависит всё. Уберите из фильма звуки машин, саунд-дизайн, звуки пришельцев — ничего не изменится. Уберите голоса людей, и кино станет бессмысленным.

Если хочется славы, то нужно заниматься другим ремеслом. Работа саунд-дизайнера требует много времени, и «‎слава» в ежедневнике появляется очень редко.

Потребители контента, зрители, уделяют большое внимание качеству изображения. А как изменились требования к звуку за последние 10 лет?

Появился формат Dolby Atmos, и его можно воспроизвести даже в домашних условиях — это прекрасное нововведение. Увеличилось качество передачи звукового контента: теперь формат 5.1 доступен даже для онлайн-платформ, которые мы смотрим дома. На рынке аудио появились доступные аудиосистемы, наушники, поддерживающие новые технологии вроде активного шумоподавления и объемного звука. За 10 лет произошло много технических изменений — их даже нет смысла перечислять.

Что важнее — шагнули вперёд технологии создания звука, качество программ и плагинов. Хотя звук в великих фильмах остаётся таким же великим даже сквозь время — это искусство.

Мы смотрим фильмы в таких разных условиях: в метро, в кино, дома. Вы делаете один универсальный микс или разные для кинотеатра и просмотра дома?

Создаётся микс в формате 5.1 для кинозалов, и дальше он попадает в кинотеатры. Тут можно привести пример с музыкой: микс, над которым не прошла работа по мастерингу, очень пластичен, его можно подстроить под конкретные носители — CD, винил или стриминговый сервис. В звуке к фильмам то же самое, только с оговоркой, что этот первоначальный микс в Dolby Atmos можно показывать в кинотеатре. Дальше эффект матрешки: звук в Dolby Atmos по щелчку можно превратить в 5.1. Дальше 5.1 можно отмастерить, поджать динамический диапазон и передать на платформу. Дальше, например, для копии, которую будут показывать в самолётах, можно сделать микс с одним каналом, где динамический диапазон будет вообще минимальный. Из последнего варианта сделать обратно 5.1 или Dolby Atmos уже не получится. Звук в высоком разрешении всегда можно заключить в формат, который вам нужен. Сериалы тоже делают в 5.1, а потом изменяют под платформы.

Так получается добиться хорошего качества звука для любых условий?

В кино идеологию сведения звука в качественных залах и студиях приняли намного позже, чем в музыкальной индустрии. Сейчас ни у кого нет иллюзий, что музыку нельзя сводить в машине, потому что её будут слушать там же. Все понимают, что нужна студия, так как в ней контроль над миксом гораздо глубже и больше. Именно после студийной работы в правильных условиях запись будет звучать одинаково в разных условиях. Студия Flysound построена именно по такому принципу. Те миксы, которые делаются в нашей студии, звучат в разных залах одинаково хорошо.

Как выглядит среднестатистический студийный сетап саунд-дизайнера?

Чаще всего это Pro Tools, Mac и хороший контроль (мониторы). И, конечно, рабочая студия. Всё остальное опционально: микрофоны, рекордеры, плагины, наушники. Желательно, чтобы была возможность работать с мониторной системой 5.1.

Недавно в Грэмми появилась новая номинация по звуку к играм. В связи с этим вопрос: есть ли соперничество между индустриями кино и игр?

Исторически сложилось, что индустрия кино намного старше игр, и бюджеты в ней больше, когда речь идёт о звуке. Многие технологии из кино перешли в игры. При этом программирование и имплементация звука в игры — это область, про которую звукорежиссеры кино практически ничего не знают.

Однако, создание звуковых библиотек, звуков, миксов — это всё приходит в игры из мира кино и даже многие кат-сцены в играх сводят звукорежиссёры, которые до этого работали над блокбастерами в Голливуде. Сейчас есть компании, которые занимаются только озвучкой игр. В целом, игры и кино — это немного разные миры.

С каждым годом звуковое оформление фильмов становится всё сложнее. Многоканальные форматы, объемный звук. Чего хотят добиться создатели фильмов? 

Максимального погружения зрителя в происходящее, как в одном из новых форматов — Dolby Atmos с концепцией матричного 3D-звука. Следующий этап наверное будет связан с внедрением в мозг определённого коннектора (смеется. — Прим.ред.). Главное, погрузить зрителя в историю и эмоции.

Это был звукорежиссёр Андрей Бельчиков! Если вы хотите профессионально заниматься саунд-дизайном — Soundcluster поможет этому научиться на практике, а необходимое оборудование для записи звука всегда можно найти в магазинах Dr.Head.

Комментарии (0):
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено