Как начинающему артисту найти лейбл? Интервью с музыкальным менеджером Ангелиной Мазановой
Ангелина, расскажите, пожалуйста, о лейбле «Музыка над Москвой».
Это концертное агентство, лейбл, который занимается продвижением артистов, организует концерты, съемки, фотосессии и различные мероприятия. «Музыка над Москвой» выросла из кафе «Над Москвой» — небольшого заведения, где мы проводили концерты больших артистов в уютном семейном формате. Потом, к сожалению, кафе закрылось, но я решила продолжать эту творческую историю.
Первоначально у меня даже не было задачи создать лейбл — были артисты, которые просили помочь. Я подружилась с одним из самых крупных дистрибьюторов в России — ONErpm — и мы начали издавать музыку.
Можно сказать, что «Музыка над Москвой» помогает начинающим артистам и андеграунду заявить о себе и продвигаться?
Абсолютно точно. Музыканты шутят, называя меня «Мать драконов». Пришла сейчас на Dr.Head Live, и ребята такие: «О, мама пришла!». Я человек, который помогает музыкантам во всех начинаниях. Приходит ко мне артист и говорит: «У нас нет ничего, кроме музыки, которую мы написали. Нет представления о том, как мы должны выглядеть, даже названия». И мы вместе всё продумываем, создаём образы и так далее.
Менеджер — это порой и психолог, который успокаивает музыкантов. Это постоянная работа в безумном темпе, на телефоне.
Однако, с нами работают и артисты, которые на сцене по 15-20 лет. Понятно, что взаимодействие с начинающими и опытными музыкантами строится по-разному.
Как вы стали музыкальным менеджером?
Я пианистка, и в 17 лет передо мной стоял выбор: поступать в высшее музыкальное учебное заведение или заниматься чем-то другим. Я поступила в академию им. Гнесиных и параллельно на факультет «Предпринимательство в культуре». От музыки не уйдёшь: я музыкант, который сам себя двигал. За пять лет существования группы, в которой я играла, я пыталась понять, какого бы музыкального менеджера мне хотелось, что мне нужно как музыканту. Это научило меня взаимодействовать с артистами. Моя профессия требует большой психологической выдержки: ты всегда должен источать уверенность, даже когда происходит какая-то катастрофа. Нужно сохранять спокойствие и говорить музыкантам: «Всё замечательно, всё хорошо, сейчас выступим, думай о музыке». Артист не должен заморачиваться о каких-то посторонних вещах.
Сейчас появляются школы, где учат менеджменту, но практика показывает: пока ты не столкнешься с этим вживую, всё обучение останется только теорией.
Могли бы вы провести меня через обычную неделю музыкального менеджера?
Ох, это, конечно, тяжело! Надо сказать, что неделя может быть бесконечной. Сейчас у меня огромное количество концертов, мероприятий и всякого движа, и такой режим длится уже месяца два без перерыва. Чаще всего неделя музыкального менеджера зависит от количества релизов и концертов. Иногда в один день бывает по четыре концерта на разных площадках в разных городах. За всей подготовкой мероприятий нужно следить, всё держать в руках.
Моя задача — сделать так, чтобы артистам было комфортно; чтобы они занимались тем, чем должны — музыкой. Я делаю так, чтобы ребята не думали, есть ли у них вода на сцене, всё ли у них работает, укладываемся ли мы в тайминг, когда придут зрители — все организационные моменты на менеджере. Есть команда, которая ведёт соцсети, и необходимо также курировать этот вопрос и выпуск релизов.
Еще одна важная задача — общение с музыкантами. Они могут написать и в три ночи о том, что у них что-то случилось, у них бывает паника: «Зачем я вообще всем этим занимаюсь?! Ангелина, давай поговорим об этом». Менеджер — это порой и психолог, который успокаивает музыкантов. Это постоянная работа в безумном темпе, на телефоне. Ребята шутят, что у меня есть пропеллер. У меня такой график, так как я работаю с большим количеством артистов, и со всеми по-разному: с кем-то мы только по организации концертов, с другими — по соцсетям, с третьими мы работаем над релизами. Это не значит, что я директор каждого из музыкантов — у нас есть команда, с которой мы работаем в «Музыке над Москвой».
Вы заговорили о релизах, и у меня возник вопрос: как стриминг и соцсети повлияли на индустрию?
У меня есть своё мнение на этот счёт: в детстве я много слушала виниловые пластинки, выросла на Pink Floyd, Филе Коллинзе и группе Машина времени. Потом появились кассеты, диски. Была ещё история с радио: я слушала любимую песню, записывала её на кассету, а потом пыталась у друзей узнать, что это за трек. Соцсети и стриминговые платформы, с одной стороны, облегчили возможность услышать ту музыку, которую ты хочешь. С другой стороны, произошло «перенасыщение» — за обилием выбора потерялась сама музыка. Это помогает артистам в продвижении, но пропала некая романтика расклейки афиш, личного приглашения людей на концерты. Я помню, как 12 лет назад, когда я играла в группе, мы ходили по Москве и раздавали флаеры, делали приглашения, снимали видео. Было личное общение с людьми, а сейчас всё это через экраны. В общем, есть плюсы и минусы, как и во всём.
Сейчас мы наблюдаем всплеск интереса к винилу — планируете ли вы издавать ребят на пластинках?
Я год назад выпустила свою пластинку фортепианной музыки. Первое, что я сделала после записи — нашла компанию, которая может сделать три-четыре копии на виниле. Теперь я могу включить дома пластинку и послушать свою музыку. Выпустить альбом на виниле — это мечта практически всех артистов, я часто слышу об этом от ребят. Это, мягко говоря, недешевое удовольствие, но это то, что должно быть в нашем мире. У винила совершенно другой звук; особенные ощущения, когда держишь в руках пластинку любимого артиста. У винила есть потенциал.
С чего начать музыканту, как ему найти свой лейбл? Есть человек, его музыка и больше ничего — куда ему бежать?
Сейчас есть множество сервисов, которые помогают развиваться музыкантам — VK Студия, Звук Студио, Яндекс.Музыка, Одноклассники и другие. Когда ты только начинаешь писать музыку, нет задачи сразу бежать и искать лейбл. Очень часто я доказываю артистам, что в первую очередь нужно заниматься своим развитием. «Я решил стать музыкантом, пошёл купил себе гитару» — это прекрасно, но есть множество подводных камней. Насколько ты способен писать музыку, слова? Очень часто люди занимаются тем делом, которое им не подходит. Прежде чем искать свой лейбл, нужно максимально подготовить материал.
Я ещё работаю арт-директором и часто получаю запросы на выступления с таким посылом: «У нас пока нет никакой записи, но мы хотим выступить». Отвечаю: у вас всех есть телефоны, снимите live-видео с репетиции. По нему очень многое можно понять об артистах. Я уверена: если ты делаешь классную музыку, то её обязательно услышат, и нужный человек сам встретится тебе на пути. Есть большое коммьюнити — приходите, знакомьтесь. Проводится множество форумов, конференций, которые специально создаются, чтобы молодые артисты могли знакомиться с менеджерами, директорами площадок, дистрибьюторами. Возможностей много, главное — материал.
Что для вас важно, когда в «Музыку над Москвой» приходит новый артист?
Для меня прежде всего важен музыкальный материал — слова и музыка. Мы не говорим о готовом продукте — это может быть просто песня под фортепиано. У меня есть музыканты, группа Братсестра, у которых была просто запись на диктофон. Мы пообщались пару часов, и я так влюбилась в ребят, в их энтузиазм и в то, что они делают. Меня заряжает огонь в глазах.
Когда ты только начинаешь писать музыку, нет задачи сразу бежать и искать лейбл. Очень часто я доказываю артистам, что в первую очередь нужно заниматься своим развитием.
Я не работаю с артистами, если мне не нравится их музыкальный материал, говорю об этом всегда честно: «Не совсем мой формат, мне такая музыка не близка». Чтобы быть менеджером артиста, нужно быть влюблённым в то, что он делает.
Вы сказали, что артист должен думать о музыке, а всё остальное вы возьмёте на себя. Были ли у вас необычные райдеры?
Не могу сказать, что много. У одного музыканта был прописан кусок чёрного хлеба и 50 граммов коньяка. Вокалисты часто просят мёд для голоса. У меня «безумств» в райдерах не было, но я знаю много таких эпизодов: у одной группы прописано присутствие на сцене фигурок маленьких садовых гномиков. Открою маленький секрет: очень часто это делается для того, чтобы организаторы концертов вчитывались в детали. Иногда пишут: «Установите нам фонтан». Организатор перезванивает: «Вам действительно нужен фонтан на сцене?». Нет, конечно — мы убедились, что райдер действительно читали. А бывает, что приезжаешь на площадку и спрашиваешь, где фонтан, а на тебя смотрят с изумлением — не читали.
А в райдере указывают необходимое оборудование?
Есть технический и бытовой райдеры. Мы с вами говорили о втором, где отражаются бытовые пожелания артистов, чтобы они были сытые и довольные. За технический райдер отвечает технический директор группы.
Перейдем к сегодняшнему дню. Что изменилось этой весной? Как индустрия отреагировала на окружающие события?
Индустрия отреагировала очень сложно, было много вопросов. Самый главный — делать или не делать музыку? Многие артисты долго приходили в себя, не зная, играть или не играть концерты, выпускать ли музыку. Это сложно и с моральной, и с функциональной точек зрения (платформ, релизов, площадок).
Нужно отдать должное — индустрия быстро и планомерно выходит из тех сложностей, с которыми она столкнулась. Отечественные сервисы поддерживают музыкантов сейчас — это VK, Яндекс.Музыка. Главное, быть готовым что-то делать. Ушли всеми любимые плейлисты Apple Music и Spotify, но есть отечественные платформы, которые развиваются стремительно, каждый сервис предлагает свои фишки. У индустрии сложные времена длятся уже несколько лет из-за пандемии, все уже научились работать в новых условиях и приспосабливаться.
Есть лейблы, которые не помогают артистам, не поддерживают их информационно. Мы уже два года работаем с ONErpm, и они помогают музыкантам всеобъемлюще. Ожидаем, что Dr.Head Live тоже войдёт в их информационную повестку.
Что нас ждёт летом? Крупные фестивали в силе?
Впереди множество фестивалей, в том числе «Дикая мята», «STEREOLETO». «Дикая мята» будет, ребята огромные молодцы — проделали огромную работу. Недавно объявили, что будут «Ленинградские мосты», которые пройдут на открытой площадке в Санкт-Петербурге. Пока всё в силе.
Вы бывали в Dr.Head до нашей встречи? У вас сложилось впечатление о магазинах и людях, который у нас работают?
Я была не только в магазине на Новом Арбате, но и в Dr.Head в Санкт-Петербурге, где заказывала кастомные мониторные наушники одному из музыкантов. Помню свои ощущения: мы пришли в магазин, нас отвели в студию, где делали слепки, и мне показалось, что я не в Санкт-Петербурге и не в России. Потом захотелось послушать всё, что у вас есть: наушники, колонки, проигрыватели. Очень приятно, когда в твоём городе есть место, где ты чувствуешь себя погруженным в музыку.
Чего вы ожидаете от формата Dr.Head Live? В чём его сила?
Мы пока провели не так много съемок в сравнении с тем, что будет. Я вижу огромную радость и удовлетворение у артистов — это самое важное. Заходя к вам в студию, сразу обращаешь внимание, насколько она красивая. Мне артисты пишут: «Мы не думали, что это может быть настолько красиво и по-серьёзному. Мы чувствуем себя большими артистами». У нас есть относительно начинающие музыканты, и для них этот проект — движущая сила, чтобы творить дальше. Каждый, кто выступил в Dr.Head Live, заряжается — все с нетерпением ждут результата. Для ребят это новая работа, возможность записаться, все относятся к этому очень ответственно. Я тоже жду результата. Моя задача — чтобы ребята не стояли на месте, и Dr.Head в этом очень сильно помогает.
Смотрите выпуски Dr.Head Live на нашем YouTube-канале и открывайте для себя новую музыку!
Приятное, ламповое интервью, спасибо автору за работу! Ангелине тоже спасибо, за полезную информацию 💌 | ||||
|