Consumer Electronics & Photo Expo 2012
Consumer Electronics & Photo Expo — это название нескольких выставок, проходящих одновременно. Все начиналось как отдельные выставки, проходящие в разное время. Со стороны звука была выставка Hi-Fi Show, проводившаяся в отеле Софитель. После, с появлением DVD и развитием домашних кинотеатров, профиль выставки стал расширятся, а с приходом цифровых технологий сменилось и название выставки на HDI Show (Hi-Fi Digital Install).
С каждым годом желающих выставится на HDI Show было больше и отель уже не мог вместить в себя огромное количество участников. Для расширения выставки были задействованы площади Крокус Экспо, который к тому времени только отстроили.
В итоге выставка проводилась сразу в двух местах, в отеле Софитель — дорогие Hi-End колонки и кинотеатры и в Крокус Экспо, с потребительской техникой, более массовой и недорогой.
Это было не очень удобно, т.к. раньше около Крокус Экспо не было метро, а добираться нужно было по пробкам. Из-за большого расстояния между отелем и Крокус Экспо (измеряемого в 2-3 часа пути) на всю выставку приходилось тратить два дня.
Фотовыставку вскоре стали проводить в то же время, что и HDI Show и в прошлом году сделали очередную смену названия, полностью объединив проводимые выставки. Честно говоря, шаг спорный, т.к. с одной стороны название отобразило больший масштаб выставки, а с другой стороны в новом варианте ничего не говорит об эксклюзивной и передовой продукции в сфере аудио, оно больше позиционирует выставку как сфокусированную на недорогих товарах. В какой-то степени доля аудиоаппаратуры становится с каждым годом все меньше и меньше. Но при этом, такое объединение позволяет привлечь большее количество посетителей и заинтересовать всех смежными областями, что дает определенные плюсы и для экспонентов, и для гостей.
С того момента, как был достроен отель Аквариум, весь Hi-End переехал в него и раздел выставки стал называться как Premium Hi-Fi & Home Theatre. Аквариаум уступает Софителю, нет широких пролетов и масштаба, однако комнаты остались аналогичными и сделать оценку звучания можно в той же степени. Отель Софитель же теперь можно вспоминать как «раньше трава была зеленее». Возможно, если индустрия аудио в нашей стране будет более продвинутой, то былую славу сможет перехватить выставка «Российский Hi-End» в отеле с более подходящими интерьерами или Premium Hi-Fi & Home Theatre выйдет за рамки текущей выставки.
Посмотрим, что интересного было представлено в 8-м павильоне «аудио для широких масс».
Обстановка была достаточно нарядная и праздничная. Громких звуков по залу не было, что позволило слушать даже открытые наушники.
Самый большой стенд был у Sony, представляющий широкий ассортимент своей продукции, от портативных плееров до кинопроекторов.
Из наушников была представлена серия XB, отличающаяся большими мягкими амбушюрами. Рекламные слоганы гласят, что эти наушники воспроизводят глубокий бас и обладают высокой шумоизоляцией. На самом деле наушники обладают обычной шумоизоляцией, уступающей шумоизоляции профессиональных закрытых моделей, а мягкие амбушюры довольно эффективно поглощают нижний бас. Основным преимуществом серии является комфортная посадка и удачное сбалансированное звучание.
Разумеется, на выставке были представлены и новинки серии MA: MDR-MA900, MA500, MA300 и MA100 ожидаемые на европейском рынке в мае. Нам же удалось перехватить верхнюю модель линейки на более подробное изучение.
Наушники линейки обладают малым весом и все являются открытыми моделями. MA100 — младшая модель, в заявленных характеристиках указан частотный диапазон от 12 до 22000 Гц с чувствительностью в 100 дБ/мВт (113 дБ/В) с сопротивлением 40 Ом. Ожидаемая стоимость наушников около 1200 руб.
MA300 обладает немного большей чувствительностью в 102 дБ/мВт (116 дБ/В) при тех же 40 Омах и более широким частотным диапазоном от 10 до 24000 Гц со стоимостью в 2000 руб. У MA500 чувствительность заявлена в 104 дБ/мВт (118 дБ/В), частотный диапазон от 8 до 25000 Гц, ожидаемая цена — 4000 руб.
Топовую модель MDR-MA900 проще было послушать на стенде Doctorhead, подключенную к качественному источнику — Asus Xonar Essence One. Особенностью MA900 является конструкция с открытыми амбушюрами, что обычно дает более объемное звучание. При полностью открытом оформлении зачастую страдает нижняя граница низких частот. Для компенсации низкочастотного диапазона в MA900 применены 70 мм динамики с частотным диапазоном от 5 до 40000 Гц. Такой большой размер можно встретить в редких наушниках, а стандартным диаметром для капсюлей является размер в 40 мм и 50 мм. Остальные наушники серии MA используют динамики размером в 40 мм.
Чувствительность наушников заявлена как 104 дБ/мВт (123 дБ/В) при 12 Ом. Это довольно низкое сопротивление и как следствие — высокий уровень чувствительности. Наушники имеет смысл рекомендовать для улицы и дома, подключенных к портативной технике. За счет открытой конструкции наушники будут бесполезны в метро и транспорте, а вот во дворе и на прогулке — в самый раз. Отсутствие шумоизоляции даст хорошую слышимость звуков вокруг, а высокая чувствительность даст приемлемую громкость с большинством портативных плееров и телефонов.
Впрочем, технические характеристики сильно зависят от используемых стендов, на которых проводятся измерения, и сопоставимость результатов наиболее актуальна лишь в рамках одного стенда. Какой стенд использовался в Sony, у нас нет данных, но благодаря собственной измерительной лаборатории, мы сделали проверку, насколько технические характеристики близки к стандарту IEC 60268-7.
По нашим данным с двух стендов, плоского (flat) и в виде головы манекена (HDM1) получилось, что чувствительность составила порядка 94 дБ/мВт (113 дБ/В), что ниже, чем заявлено у Sony. В целом, для наушников с большим диаметром мембраны чувствительность на нормальном уровне. Низкие частоты закономерно идут на понижение, порядка 10-12 дБ на октаву, соответственно в наушниках вряд ли будет утомляемость от инфранизких частот. На глубокий бас рассчитывать не стоит, несмотря на 5 герц, заявленных в спецификации.
Возможно позже по этим наушникам мы выпустим отдельный обзор. Ожидаемая стоимость MA900 — 13000 руб.
Другие новинки — это линейка наушников серии XBA, в которую вошли арматурные модели. Их особенностью являются использование собственных арматурных излучателей от Sony. У модели XBA-4 используется 4 излучателя и наушники скорее всего составят конкуренцию Westone 4, использующей так же 4 излучателя.
Довольно любопытно то, что обычно низкочастотные арматурные излучатели отличаются большими габаритами, а высокочастотные наоборот меньшими. У Sony все драйверы одинакового размера. Технический специалист Sony объяснил, что они применяют в излучателях пластины-мембраны разной толщины и плотности, эффективно работающие в своих частотных диапазонах.
У наушников широкий звуковод, поэтому должна быть хорошая совместимость с большинством насадок, представленных на рынке. Сидят наушники довольно комфортно, каких-то особых замечаний к эргономике не возникло.
«Русская игра» представила топовые и популярные модели Beyerdynamic, подключенные к фирменным усилителям.
Beyerdynamic T70 демонстрировались в профессиональной работе. Данная модель является промежуточной между флагманом T1 и популярными DT770 и DT770 Pro. Основным преимуществом является применение технологии Tesla — более плотного магнитного потока, позволяющего получить более точный контроль мембраны динамика.
Sennheiser представил HD700, самую свежую новинку этого года. Как и T 70, это промежуточная модель между старой линейкой (топы за $300-$400) и более дорогим флагманом HD 800.
От HD 800 наушникам досталась конструкция и внешний вид. От старой линейки – капсюли традиционного форм фактора, в то время как HD 800 использует динамики с конструкцией двойного кольца Double Ring. По сравнению с HD 600 и HD 650 у HD 700 динамики имеют улучшенный керн магнита и обеспечивают меньше искажений. В целом, HD 700 стоит рассматривать как продолжение линейки HD 600 / HD 650.
Интересную новинку показали TDK, помимо приятного внешнего вида … содержат дополнительный отключаемый пульт. Если пульт включить, то он может работать как регулятор громкости и настраиваемый тембр низких и высоких частот. Насколько качество звука меняется при включенном пульте в условиях выставки понять не удалось, подождем, пока новинка побывает в наших руках и на измерительном стенде.
Pioneer сделал ставку на прослушивание наушников от DJ пультов. Дополнительно можно было послушать с плеера от отдельно висящих наушников.
С точки зрения количества наушников и их дороговизны выделился стенд Doctorhead, на нем была представлена продукция уровеня аппаратуры из отеля Аквариум, но в рамках потребительской выставки.
Стенд не пустовал, одних привлекали необычного вида наушники, а других, понимающих толк в наушниках, редкость и стоимость выставленных трактов.
Несмотря на то, что в данном зале упор был сделан на бюджетный сегмент, многих посетителей не смутили цены на STAX, HD 800, T1, LCD-3.
Что же было представлено на стенде? Верхняя модель STAX SR-009 и усилитель STAX SRM-007t II. Среди электростатических наушников на сегодняшний день это самая дорогая модель.
Sennheiser HD 800 — это одни из самых популярных универсальных динамических наушников среди топ моделей. HD 800 используют уникальные динамики с технологией двойного кольца, позволившие получить огромную площадь мембраны. За счет большой площади, динамики расположены под углом и на большем удалении от уха, что позволило получить широкую панораму без спада какого-либо частотного диапазона.
Усилители для наушников использовались от SPL и Burson Audio.
SPL Phonitor позволяет тонко настроить панораму, что позволяет приблизить звучание наушников к акустическим системам. Настроек много, и нужно не мало времени для подбора настроек именно под себя.
Модификаций у Phonitor две, с различием во внешнем виде. SPL Phonitor 2731 полностью черный, а SPL Phonitor 2730 светлый с дополнительными ручками.
В демонстрационном образце Burson Audio HA-160D можно оценить внутренности аппарата. В целом, в HA-160D применяется много интересных решений, вроде дискретного регулятора громкости, обеспечивающий минимальный дисбаланс каналов в любом положении ручки громкости.
SPL 2Control интересен в первую очередь в домашней студии. Два выхода на наушники с независимыми регулировками громкости и регулируемый выход на активную акустику (мониторы). Дома, за рамками студии, усилитель позволит паре комфортно смотреть ночью кино в наушниках и не будить соседей.
Среди топовых американских планарных наушников (изодинамических) были представлены Audeze LCD-3 с диафрагмой Lotus. На сегодняшний день это самые дорогие изодинамические наушники.
На стенде можно было сравнить звучание с моделью LCD-2, уже хорошо знакомой нам.
Beyerdynamic T1 — прямой конкурент Sennheiser HD 800, у модели так же расположенные под углом динамики, но уже полузакрытая конструкция с частичной шумоизоляцией и фирменной технологией Tesla.
Beyerdynamic T5 предназначены для портативного применения, с низким импедансом и высокой чувствительностью. Это идеальный спутник таких плееров, как Colorfly C4 Pro, HiFiMan HM 801 и iBasso DX100.
В качестве источников звука для наушников повсеместно использовались Colorfly C4 Pro и Colorfly CK4. Эти плееры можно было послушать со всей линейкой Westone.
Питание аппаратуры обеспечивалось через специальные фильтры ISOL с соответствующими кабелями.
Многолюдность на стенде располагала к обмену мнениями, а мнение, что лучше всего звучит у каждого осталось свое.
Из новинок от Audio-Technica можно было познакомится с моделью ATH-TAD300. Это недорогая закрытая модель с сопротивлением 34 Ом, чувствительностью 93 дБ/мВт (108 дБ/В). Использует капсюли диаметром 40 мм.
На стенде Creative можно было ознакомится с различными наушниками, сейчас у компании среди вставных наушников старшая модель — Aurvana 3, достаточно недорогая арматурная модель. В более дорогой сектор компания выходить пока не планирует и, соответственно, расширяет линейку полноразмерных наушников.
Среди аксессуаров можно было наблюдать различные чехлы, которые демонстрировались в рабочих условиях.
Довольно любопытно рассматривать акустику от новых компаний, где хорошо угадываются различные производители, к примеру ленточные твитеры колонок Quadral от Hi-Vi.
В отеле Аквариум было довольно многолюдно. Атмосфера аналогичная прошлым годам, приятная и спокойная.
Красавец Onkyo, так похожий на мой Technics со стрелочными индикаторами, используемый в обзорах.
Небольшой островок ретро техники, для тех, кто помнит, что раньше все звучало душевнее и теплее.
Общее звучание акустики зависит в первую очередь от того, позаботились ли экспоненты о шумоизоляции помещения. «Заботливых» было примерно одна треть. Впрочем, цель у большинства была, это напомнить о себе и показать новинки, а за более детальной прослушкой — к себе в салон.
Красивых колонок с необычным дизайном было не очень много, в основном были стандартные прямоугольные ящики.
Наушники в этом году в рамках Premium Hi-Fi в Аквариуме никто не представлял.
McIntosh — это одна из самых известных американских марок, воспринимаемая как легенда вроде Harley-Davidson.
О компонентах TAD можно было узнать у представителя компании, который проводил презентацию. Язык презентации правда был английский, и если кто-то не понимал без перевода, то благоразумно делал вид, что все понятно.
Встретилась и знакомая акустика от Мусатова Константина с усилителями Dark Angel, которую недавно довелось послушать на выставке Российский Hi-End. Колонки ранее получили большую известность, т.к. во время изобретения еще первой пары на каждом этапе выкладывались подробные фото сборки корпуса, эксперименты над среднечастотным динамиком и ворох графиков с измерениями.
Интересные решения от встраиваемой акустики, множество басовиков расположены друг напротив друга, что компенсирует резонансы колонки.
T&A запомнились эталонным дизайном ламповых устройств, ориентированных на цифровые и современные технологии. Больше бы таких производителей.
В заключение хочется сказать, что выставка растет и развивается. В этом году можно было на большем количестве стендов послушать наушники от собственных источников, что большой плюс. Уровень шума был ниже. Посмотрим, какие новинки будут представлены в будущем году и насколько расширится доля аудио аппаратуры.