Настройщик роялей Алексей Шубин: «‎Каждый рояль — это личность, с которой я нахожу контакт»

В Dr.Head приехал акустический рояль Schimmel, который может играть без музыканта. Выглядит завораживающе — настоящая магия за пределами Хогвартса.

Настраивать инструмент приехал Алексей Шубин — один из самых известных настройщиков роялей в России. Нам удалось поговорить с Алексеем о его творческой работе. Где в рояле кроется жизнь, как музыкант влияет на инструмент и каковы тонкости подготовки рояля к концерту — в нашем интервью.

Алексей, со времён музыкальной школы я хотел узнать и увидеть, как настраивают рояли. Где учат этому ремеслу?

В 1995 году я закончил курсы по настройке роялей, но они длились всего две недели — понятно, что овладеть такой сложной и творческой профессией за это время нельзя. Нужно понимать, что настройка — это только часть сервиса инструмента, ведь есть множество элементов, которые скрыты от глаз. Бывает так, что даже настроенный инструмент не доставляет удовольствия, так как нужно уделить большое внимание механике — «‎работе с молоточками». Курсы — это знакомство с инструментом, а дальше ты всё осваиваешь сам: ‎тебя выбрасывают из лодки, и ты выплываешь самостоятельно.

Есть мнение, что настройщик фортепиано — это очень консервативная профессия, и скоро она канет в Лету. Вы согласны с этим?

Профессия настройщика никуда не уйдёт, так как цифровые технологии не учитывают многих нюансов настройки. Например, у струн есть недостатки, а их толщина неодинакова на разных участках — это влияет на тон, добавляет дополнительные призвуки. В отличие от человека, программы не могут всего этого учесть.

Пока роботам недоступна полная настройка инструментов, хотя на японской фабрике Yamaha их используют для первого натяжения всех струн. Он начинает натягивать струны сразу в четырёх точках, чтобы максимально распределить нагрузку на корпус инструмента (суммарное натяжение струн рояля достигает 30 тонн. – Прим. ред.). Это очень важный этап, так как инструмент абсолютно новый, чугунная рама ещё не испытывала никакой нагрузки — действовать нужно аккуратно и точно. Робот заменят сразу четырёх мастеров, которые должны были бы работать сообща.

Вы пользуетесь профессиональным софтом или полагаетесь только на слух?

За последние лет 15 профессиональный софт вышел на очень высокий уровень. Он все ещё не совершенен, погрешности есть, но результат очень хороший — 99,9 % музыкантов он устроит. Однако, машина и мастер видят итог по-разному: мастер осознанно оставляет некоторые погрешности в звуке, чтобы сделать его живым и не таким выхолощенным и стерильным, как того требует софт.

Ваши коллеги говорят, что рояль — это живое существо. В чём кроется жизнь?

Абсолютно точно, у всех инструментов есть свой характер. Каждый рояль совершенно по-разному реагирует на внешний климат: в одном помещении поставьте два инструмента одной модели от одного производителя, и вы услышите разницу в звуке. Я считаю, что каждый рояль — это личность со своим характером. Я много раз видел, как один инструмент по-разному реагирует на пианистов во время экзаменов в Московской консерватории. Студенты играют одинаковую программу на одном рояле, и всегда мы слышим разное звучание инструмента. На синтезаторах такое практически невозможно — только если музыканты меняют технику игры.

Я и мои коллеги заметили, что у настройщика складываются отношения с инструментом в процессе настройки: два мастера поработают с роялем и получат от него различное звучание, хотя технический процесс настройки может быть очень близким по стилю. Помните фильм «‎Аватар», где герои подключаются к животным, деревьям? Подходя к инструменту, я представляю, что тоже к нему подключаюсь, и мы вместе добиваемся нужного звучания.

Сердцем рояля можно назвать резонансную деку — это огромная мембрана из ели, которая реагирует на изменение климата. Элементы механики тоже из дерева — рояль в прямом смысле дышит.

Вы сказали, что музыкант и рояль зависимы друг от друга. Может ли музыкант предъявлять требования к настройке инструмента?

Конечно. Более того, мы всегда прислушиваемся к пожеланию музыкантов. Есть технология сценической настройки инструментов. В концертном зале у музыканта накануне должна быть репетиция — например, Григорий Соколов (пианист, народный артист РСФСР. – Прим. ред.) проводит две. Музыкант адаптируется к акустике зала и инструменту и смотрит, как работает механика, насколько ему комфортно отыгрывать все виртуозные места. После репетиции он дает обратную связь мастеру. Игнат Солженицын (сын Александра Солженицына, американский и российский пианист. – Прим. ред.) использует специальную распечатку, где прописана каждая клавиша — 88 штук в столбик! Интонировка, настройка и другие параметры. Он оставляет этот листок мастеру после репетиции со своими пожеланиями, что подкорректировать и подстроить.

Интересная особенность концертной настройки, о которой люди могут не задумываться: когда предстоит сольный концерт пианиста, я приезжаю в зал и прошу мастеров по свету включить свет софитов полностью. Я готовлю рояль, механику и строй при тех условиях, в которых инструмент будет работать. Софиты греют инструмент, меняют его температурный режим, что сильно влияет на строй. Молодые коллеги иногда не учитывают этот нюанс, и уже после первого отделения инструмент может «‎поплыть» в строе от изменения температуры. Даже зрители влияют: дыхание зала меняет влажность воздуха, и инструмент улавливает это.

Настройщик должен уметь играть?

Вовсе не обязательно — порой достаточно уметь играть арпеджио, хроматическую гамму. Важен тактильный контакт, когда я нажимаю на клавиши, чтобы чувствовать, как отрабатывает механика: молоточки, клавиши, демпферный механизм и так далее. Со временем вырабатывается профессиональный «‎сенсорный щуп», и ты быстро понимаешь, что требует настройки.

Сколько уходит времени на настройку рояля?

В среднем, около двух часов, чтобы добиться от инструмента стабильного звучания. Многое зависит от стиля игры пианиста: если он мягкий, можно сэкономить на времени, так как инструмент быстро привыкает к этому стилю. А если пианист играет экспрессивно, то настройка значительно усложняется. Это интересный профессиональный вызов, особенно если предполагается выступление на открытом воздухе.

А где ваш чемоданчик с инструментами?

А не скажу! Я совершенно сумасшедший человек в этом смысле — у меня, наверное, восемь настроечных ключей с разным характером: японские, немецкие, американские и даже российские самодельные. Для меня эти настроечные ключи — как кисти для художника. Я иногда осознанно меняю их при настройке, чтобы не привыкать к какому-то одному, хотя это не всегда удобно. Самое главное — чтобы всё шло от головы, а не от конкретных инструментов. Когда профессионал понимает суть, он даже неудобным инструментом настроит рояль. Я руководствуюсь этой идеей. Даже иногда руки меняю, чтобы мозг быстро приспосабливался к любым условиям.

Я гитарист и понимаю: ничего страшного, если у гитары лопнет струна. А если она лопнет у рояля?

Если у рояля лопается, например, басовая струна, то её нужно сохранить и отнести мастеру: он измеряет её общий диаметр и диаметр стали и делает точную копию, чтобы настройки мензуры (элемент рояля) сохранились без изменений.

В магазине такие струны не купишь?

Нет, конечно — замена и подбор струн делается для каждого рояля индивидуально. В Германии закупается необходимая медная проволока определённого диаметра, и из неё делаются струны под конкретный рояль и его параметры. Если рвутся струны в верхнем регистре (без медной оплётки), их заменить легче. Важная особенность: на каждую ноту (клавишу) верхнего регистра приходится по три струны, и, если перед концертом одна из них лопается, то музыкант отыграет программу на двух. Ставить новые струны перед концертом не стоит, так как им нужно время, чтобы «вытянуться‎», «‎усесться». Нужно давать струнам время, чтобы они адаптировались.

Алексей, спасибо большое за интересную беседу. У вас необычная профессия, и было здорово в нее окунуться.

Спасибо вам! Это интервью — только Volume 1, мы можем сделать Volume 2 и 3. В моей профессии нельзя знать всего до конца. Каждая встреча с роялем, как с новой личностью — всегда новый опыт.

Ждём вас в флагманском магазине Dr.Head на знакомство с новым роялем!

Все статьи, обзоры, обсуждения и мнения — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и присоединяйтесь к обсуждениям в чате!

Комментарии (4):
Первая фотография, как "В гостях у сказки";)) Интересное интервью, многое узнал, хотя играю на пиано.
ОтветитьЦитировать
Д
Гость, "Здрасте милые ребята — пионеры, октябрята!" Когда мы готовим интервью, то для нас очень важно донести до читателя что-то новое!) Открыть музыку под другим углом
ОтветитьЦитировать
Алексей ломает стереотипы того как должен выглядеть человек взаимодействующий с роялями. И это очень круто! Спасибо за интервью
ОтветитьЦитировать
Д
Гость, спасибо, что следите за нашим блогом! Алексей Шубин — потрясающий мастер и интересный собеседник.  
ОтветитьЦитировать
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено