В поисках идеального звучания. Целевая АЧХ Harman в сравнении с измерениями Focal Stellia

Существует ли “правильный” звук? Как выглядит идеальная амплитудно-частотная характеристика, как её измерить или достигнуть?

Измерения наушников - вещь непростая, искусственное ухо “слышит” одно, а человеческое - в силу своего строения и ряда факторов - другое (например, форма ушной раковины значительно усиливает звук в диапазоне от 2 до 5 кГц). Для компенсации таких различий применяют различные функции, но “классические” кривые диффузного поля (DF) или свободного поля (FF) не лучшим образом подходят применительно к наушникам.

Этим вопросом уже не первый год занимается доктор Шон Олив - директор акустических исследований в Harman International (бренды AKG, Harman/Kardon, JBL, Lexicon, DigiTech, Soundcraft и т.д.). Он с коллегами изучает взаимосвязь измерений и восприятия качества звучания. В их исследовании приняли участие более 200 сотрудников Harman International из США, Германии и  Китая, а также студенты из США и Канады, были сделаны замеры около 300 моделей наушников всех типов и ценовых категорий.

Шон Олив с коллегами и искусственным слушателем Сидни

Основные задачи, стоявшие перед исследователями:

  • Какая АЧХ наушников оптимальная с точки зрения качества звука?
  • Одинакова ли она для охватывающих ухо (AE = around ear) / накладных (OE = on ear) и внутриканальных (IE = in ear) наушников?
  • Насколько разные слушатели сходятся в своих предпочтениях по целевой АЧХ?
  • Можно ли предсказать предпочтения слушателей по качеству звука наушников на основе объективных измерений?

Для этого был проведен ряд тестов и замеров, использованы разные подходы (полный отчет невероятно большой и сложный, приведем лишь часть из них):

  • Слепые сравнения разных наушников.
  • Слепые сравнение “виртуальных” наушников: испытуемый слушает тестовые семплы в одних наушниках, на которые применяются фильтры/эквализация, симулирующие АЧХ разных моделей. Таким образом нивелируется проблема различий в посадке тестируемых наушников.
  • Тестирование различных целевых АЧХ (аналогично предыдущему пункту, но вместо разных моделей наушников, использовалась настройка на кривые диффузного поля (DF) или свободного поля и и.д.).
  • Тестирование предпочтений слушателей по количеству низких и высоких частот: участники получали возможность регулировать их количество во время прослушивания семплов с шагом +/- 0,25 дБ.

В результате доктор Олив получил целевую АЧХ Harman (Harman Target Response Curve, версия OE для полноразмерных, первая версия от 2013 года / IE для внутриканальных наушников в 2017 году).

Несмотря на возможные различия в предпочтениях по количеству басов и высоких частот (которые могут объясняться характером прослушиваемой музыки, возрастом слушателя, его подготовкой и средой прослушивания), в целом, в ходе экспериментов звучание близкое к этой кривой оценивалось как нейтральное, сбалансированное, естественное и - для подавляющего большинства участников - как самое качественное.

Целевые АЧХ Harman.png

У исследователей была гипотеза, что целевая АЧХ наушников должна быть близка к АЧХ референсной акустики, находящейся в подготовленной комнате - ведь именно для такого сетапа как правило записывается и сводится музыка, а значит на нем она должна звучать лучше всего. И в определенной мере гипотеза подтвердилась, получившая АЧХ для наушников похожа на АЧХ акустической системы из исследования Harman International 2013 года. Основное отличие в подъеме на низких частотах для АЧХ наушников, что объясняется желанием слушателя компенсировать недостаток ощущаемого всем телом баса. Когда в последней версии исследования (2017 г.) была рассчитана отдельная кривая для внутриканальных наушников - на ней можно заметить еще больший подъем в области НЧ.

К каким еще выводам пришла команда Harman?:

  • Слушательский опыт слабо влияет на предпочитаемое звучание.
  • Страна также практически не сказалась на выборе предпочитаемого звучания.
  • Возраст слушателя имел небольшое влияние на предпочтения: чем старше были участники, тем меньше баса и высоких частот они добавляли во время эксперимента с самостоятельной эквализацией. Это верно для всех, кроме возрастной группы “старше 56 лет” - ее представители добавляли еще меньше басов, но высокие частоты, наоборот, прибавляли (предположительно, в силу возрастных ухудшений слуха).
  • На предпочтения по количеству НЧ и ВЧ также может сказываться музыкальный материал и, возможно, пол (потребуются дополнительные исследования, т.к. женщины составили лишь 10% выборки в этом эксперименте).
  • Вариативность в предпочитаемом количестве низких / высоких частот не велика, все склоняются к точному/естественному звучанию.
  • Воспринимаемое качество звука может быть достаточно точно спрогнозировано на основе объективных измерений (но для этого нужно выработать международные стандарты / производители должны работать сообща).
  • Для улучшения согласованности и качества записи/воспроизведения музыки,  нужна похожая унифицированность акустических систем и наушников, используемых во всей цепочке от записи до воспроизведения.

Безусловно, тема поиска универсального и качественного звучания интересная и сложная, но находят ли эти анализы и статистика какое-то отображение в реальной жизни? Вот небольшой свежий пример “со стороны”, не от компании Harman.

Джуд Мансилла - основатель, пожалуй, самого активного в интернете сообщества, посвященного теме персонального аудио - Head-Fi, опубликовал отзыв о новой модели наушников от Focal - Stellia, подкрепленный измерениями и сравнением с кривой Harman.

Сравнение АЧХ Focal Stellia (сплошная линия) с целевой АЧХ Harman AE (пунктирная линия)

Предлагаем ознакомиться с мнением Джуда:

“Я подумал, что некоторым из вас будет интересно сравнение измерений частотной характеристики наушников Focal Stellia с целевой АЧХ Harman (Harman AE/OE Target*)

На мой вкус, с точки зрения тонального баланса Focal Stellia, пожалуй, мои любимые закрытые наушники для общего прослушивания ради удовольствия (некритического). И хотя целевая кривая Harman, безусловно, не единственный тип звучания, который мне нравится, наушники, звучащие “в стиле” Harman-AE/OE (и вставные со звучанием в стиле кривой Harman-IE), стабильно попадают в число тех, которые я слушаю с удовольствием.

Что касается построения стерео образов, Focal Stellia по моим ощущениям работают точно, разборчиво и достаточно воздушно для наушников закрытого типа. Однако, что касается размера сцены и воспринимаемой открытости, Sennheiser HD820 и Sony MDR-Z1R остаются для меня очевидными лидерами (между ними я бы отдал предпочтение Sennheiser HD820).

По сравнению с Sennheiser HD820 (с их очень большими и относительно плотными амбушюрами) у Stellia амбушюры относительно меньшей площади, но очень мягкие и удобные. Вероятно, для большинства достигнуть с ними надежной и плотной звукоизоляции будет значительно легче (что очень важно, особенно с закрытыми наушниками). Лично у меня нет никаких сложностей с посадкой Sennheiser HD820, но судя по комментариям сообщества, для некоторых это является проблемой. Я думаю, что в случае с Focal Stellia такая ситуация будет редкостью. На мой взгляд, нельзя переоценить важность этого.

С момента съемки видео о Focal Stellia мой энтузиазм по поводу этих наушников только возрос. Stellia - мой фаворит из всей линейки Focal. И хотя закрытые Stellia безусловно (и неудивительно) уступают своим открытым братьям и сестрам в лице Clear и Utopia с точкой зрения чисто технической производительности, разрешения и сцены, тональный баланс новинки достаточно хорош (на мой вкус), чтобы поставить их на первый план ставшего полным семейства наушников Focal (повторюсь, это касается моих личных предпочтений и приоритетов, и те, кто оценивает все эти факторы по-разному, конечно, могут прийти к другому выводу)”.

Ну а пока “правильное” звучание не стало унифицированным стандартом, пожелаем каждому из вас найти свои идеальные наушники.


Комментарии (0):
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено