Какой микрофон лучше: динамический или конденсаторный? Гид по выбору

Театр начинается с вешалки, а студия звукозаписи — с микрофонов. Приходя в магазин, сразу теряешься: какой выбрать — конденсаторный или динамический? Какой для чего подойдет? Для каждого случая нужен отдельный или можно найти универсальный? А ещё есть ленточные микрофоны, но мы оставим их за рамками этого материала и разберем отдельно, так как они встречаются не так часто и распространены только в профессиональной среде. Сегодня ответим на популярные вопросы о двух конструкциях: конденсаторной и динамической.

Что делает микрофон?

Микрофон — это преобразователь, переводящий звуковую волну (от звучания голоса или музыкального инструмента) в электрический сигнал, который используется для записи на компьютер или другое записывающее устройство.

При выборе вы сразу сталкиваетесь с понятиями «‎динамический» и «‎конденсаторный» — они говорят о том, какой преобразовать используется. Давайте подробнее поговорим о конструкции.

Как работает динамический микрофон?

Звук передаётся через динамический микрофон, когда звуковая волна ударяется о диафрагму (она обычно сделана из пластиковой или полиэфирной плёнки), заставляя последнюю двигаться. Диафрагма прикреплена к металлической катушке, которая подвешена между двумя магнитами. Катушка движется вместе с диафрагмой, и в результате образуется переменный ток, имитирующий звуковую волну.

Достоинства

  • Способен выдержать высокое звуковое давление. С его помощью можно записывать очень громкие звуки без искажений, именно поэтому его чаще всего можно встретить на сцене.

  • Надежность. Динамические модели имеют довольно простую конструкцию с небольшим количеством элементов. Они более неприхотливы к условиям использования, чем их конденсаторные «‎братья».

  • Доступность. Модели такого типа встречаются в разных ценовых категориях, но есть и очень доступные варианты, так как их производство чаще всего не требует больших затрат.

  • Устойчивость к обратной связи от окружающего шума пространства.

    Недостатки

    • Низкая чувствительность. Катушка имеет определённый вес, поэтому, если на неё подаётся очень тихий звук или звук с очень высокой или низкой частотой, катушка не будет достаточно вибрировать, чтобы выработать нужное электричество и воссоздать звучание в точности.

    • Более низкий динамический диапазон, чем у конденсаторных моделей сказывается на точности записи — некоторые тонкости звучания музыкальных инструментов и вокала остаются за бортом.

    Как работает конденсаторный микрофон?

    Он также имеет диафрагму, которая обычно изготовлена из очень тонкого металла, а также ещё одну заднюю металлическую пластину. На диафрагму и заднюю пластину подаются электричество, создавая статический заряд между ними.

    Как только звуковая волна попадает на диафрагму, пластина производит небольшое количество электрического тока. Как вы заметили, для работы конденсаторного микрофона требуется электричество, здесь не обойтись без фантомного питания. Что это такое? Это небольшая мощность, которая обычно поступает от вашего аудиоинтерфейса или предусилителя. Она нужна для движения диафрагмы.

    Достоинства

    • Высокая чувствительность. Микрофон способен записывать даже самые слабые звуки, детали и изменения тонов.

    • Широкая частотная характеристика. Конденсаторные модели могут работать с самым широким спектром звукового сигнала.

    • Более линейное звучание на всём рабочем диапазоне. Позволяет передавать звучание вокала и инструментов в первозданном виде.

      Недостатки

      • Сложная и хрупкая конструкция. Конденсаторные модели построены с большим количеством элементов, что делает их более уязвимыми для внешнего воздействия.

      • Требовательность к акустическим условиям. Из-за высокой чувствительности улавливаются даже самые тонкие звуки окружающего пространства, поэтому их чаще всего используют в «‎стерильных» студийных условиях.

      • Требуется фантомное питание.

        Какой тип микрофонов лучше?

        С точки зрения конструкции, конденсаторные модели более совершенны, чем динамические, и имеют большую чувствительность, а значит, более высокую точность записи даже мельчайших деталей. Динамические модели более неприхотливы и надёжны — они хорошо показывают себя в трудных сценических условиях. У каждого типа есть свои преимущества — вам лишь нужно определиться с целями.

        При выборе микрофона важно учитывать еще одну важную характеристику — диаграмму направленности (это относится в большей степени к конденсаторным микрофонам). Она показывает, как микрофон реагирует на звуки, исходящие с разных сторон.

        Какие бывают диаграммы направленности?

        Всенаправленный микрофон принимает звук с одинаковой чувствительностью со всех сторон, вне зависимости от того, с какой стороны от него находится источник звука. Такой тип направленности отлично подходит, когда вы хотите передать звучание голоса или музыкального инструмента, захватив при этом звук окружающего пространства — например, вы ведёте запись в католическом соборе с великолепной акустикой.

        Кардиоидные микрофоны наиболее чувствительны в передней части микрофона, перед капсюлем. С тыльной стороны микрофон улавливает звук слабее где-то на 20 дБ, по бокам также есть спад. Кроме того, есть суперкардиоида, которая захватывает звук ещё более концентрированно перед капсюлем, отсекая звуковое пространство по бокам и сзади. При кардиоиде передаётся только звучание голоса или звучание инструмента с минимальными «примесями» окружающего пространства.

        Восьмёрка. Микрофон принимает звуковую волну спереди и сзади от капсюля и не чувствителен по бокам. Такой тип отлично подходит для записи подкастов и интервью, где спикеры сидят друг напротив друга.

        Что нужно знать при выборе микрофона?

        Частотные характеристики. Речь идёт о диапазоне частот, который микрофон может точно воспроизводить на одинаковом уровне. Частотная характеристика показывает, как микрофон влияет на звучание голоса или инструментов. Нужно обращать внимание на то, чтобы на рабочем диапазоне линия была как можно ровнее: для передачи голоса нас больше всего интересует линейность на частотах от 80 Гц до 12 кГц.

        Импеданс (сопротивление микрофона). Высокое сопротивление негативно влияет на качество передачи звука, особенно на высоких частотах — в звук подмешивается много шума.

        Уровень звукового давления (SPL). Этот показатель отражает максимальную интенсивность звука, с которой микрофон может справиться до появления искажений. Предпочтительные значения — 120 дБ и более. Если вы планируете записывать звонкие духовые инструменты или ударную установку, уровень звукового давления для вас будет определяющим фактором.

        Уровень шума. Речь идёт о собственном шуме устройства (электрический шум или шипение). Для качественной записи приемлемо значение собственного шума от -28 дБ и ниже.

        Соотношение сигнал/шум. Иначе говоря, это разница между чувствительностью микрофона и собственным шумом. Хорошие показатели — 64 дБ и выше.

        Какими микрофонами пользуются известные исполнители на сцене и студии? Неужели лучше Shure SM58 ничего не придумали?

        Как мы выяснили, выявить победителя в битве динамических и конденсаторных микрофонов не получится — у каждого типа свои сильные стороны. Мы рекомендуем иметь в своём арсенале представителей обоих типов, чтобы охватить весь спектр творческих задач: пишите голос, акустическую гитару, звучание хрустальных фужеров, фортепиано — да что угодно, если так просит ваш творческий гений.

        Делитесь своими идеями с Dr.Head, мы всегда ждём вас в гости в наших магазинах! Весь парк PRO-аудио можно послушать и протестировать в студийных условиях.

        Все новости в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и присоединяйтесь к обсуждениям в чате!

        Комментарии (4):
        Очень хорошая и нужная статья
        ОтветитьЦитировать
        У меня есть предрассудки по поводу динамических микрофонов в студии, хотя они и менее привередливые. Сколько нужно иметь микрофонов, чтобы охватить все обычные задачи: вокал и инструменты?
        ОтветитьЦитировать
        Докторхэд, давайте еще статью про ленточные микрофоны! Очень интересно как они устроены, какие есть фишки. Я еще не про, только учусь, но прочитал бы с удовольствием
        ОтветитьЦитировать
        БВ
        Цитата
        Роман. Докторхэд, давайте еще статью про ленточные микрофоны! Очень интересно как они устроены, какие есть фишки. Я еще не про, только учусь, но прочитал бы с удовольствием
        Роман, добрый день! Сделали такую статью, вот по этой ссылке можно почитать:)
        ОтветитьЦитировать
        Текст сообщения*
        Перетащите файлы
        Ничего не найдено