Hi-Fi: в чём смысл «‎высокой верности»?

Вы удивитесь, когда узнаете, что Hi-Fi на Западе в 1980-е был практически в каждом доме. Да-да: портативные девайсы только набирали обороты, а в качестве источников люди использовали либо винил, либо ленту. В то же время рождались и пращуры современных AV-ресиверов (ресивер отличался от усилителя тем, что у него на борту, помимо прочего, был радиоприёмник). В XXI веке Hi-Fi стал нишевой историей для ценителей. Мы же хотим, чтобы качественный звук распространялся как можно шире, поэтому сегодня поговорим о «‎высокой верности».

Когда всех начало интересовать качество звука?

В сороковые годы публику перестал устраивать звук из радиоприёмников, людям захотелось большего — слышать музыку так, будто оркестр или бэнд переехали прямиком в их квартиры. И Кулибины по всему миру начали ломать голову, как можно улучшить качество записи и воспроизведения. Всё началось с одного гениального инженера Гарри Ф. Олсона, который работал в RCA. Изобретатель решил провести эксперимент, ставший классикой жанра: люди слушали музыку с записи, а ученый следил за их реакцией. Олсон понял, что вся загвоздка, которая мешает хорошему восприятию музыки слушателем, кроется в шумах (в разнообразных щелчках и треске). 

Как проходил эксперимент: публику посадили в большой зал, разделив его на две части акустически прозрачной тканью. За занавесом играл оркестр, а учёный опускал и поднимал специальный фильтр, который убирал из звука часть диапазона. Слушатели единогласно высказывались, что полный звуковой спектр лучше, чем урезанный, но всё изменилось, когда вместо оркестра за занавесом заиграла музыкальная система с громкоговорителями. Если из громкоговорителей доносились серьезные помехи и треск, то публика просила опустить фильтр, но, если качество воспроизведения было на уровне, то все предпочитали слушать музыку без ограничений. Тогда был сделан логичный для нас сейчас вывод — качество аудио определяет качество звука и восприятия (на тот момент такое заключение было революционным).

Стремительное развитие

Эксперимент дал толчок к исследованиям в области звукозаписи и воспроизведения, а вместе с тем в эту область потекли инвестиции — так зарождалась индустрия Hi-Fi, хотя эту аббревиатуру ещё не использовали.

Как из рога изобилия посыпались изобретения, повысившие качество звука: аудиозапись на магнитной ленте, долгоиграющая виниловая пластинка со скоростью вращения 33,3 оборота (намного долговечнее и качественнее, чем грампластинки прошлых лет), FM-радио с частотным диапазоном шире, чем у AM-радио. В динамиках акустических систем начали использовать подвесы, что значительно улучшило звучания баса (заслуга двух инженеров — Эдгара Виллчура и Генри Клосса).

В 1950-х в маркетинге появляется категория «‎High Fidelity» (с анг. «‎высокая точность»). Покупатель воспринял маркетинговый ход двояко: одни бросились покупать Hi-Fi, так как это модно, а другие впрямь услышали разницу между AM и FM-радио и новыми и старыми пластинками. Энтузиасты звука побежали скупать отдельные компоненты с высокой точностью воспроизведения (усилители, вертушки, динамики), например, под брендом New Orthosiphonis.

1960-е: звук устремляется в стерео

С использованием стереозаписи, то есть отдельной записи правого и левого каналов, произошла революция в музыке. Уход от моно — это стремительное явление, уже на записях ливерпульской четверки можно встретить стереомиксы (хотя у коллекционеров больше ценится именно моно — вспомним «Белый альбом» тех же The Beatles). Стерео смогло изменить музыкальное восприятие, подарив слушателю более реалистичный звук. Два канала создали объёмное звучание, которое можно было напрямую сравнивать с живым выступлением. Наверное, поэтому музыка в стерео и сейчас так же правит балом, как тогда. Многоканальное воспроизведение в большей части используют в озвучке фильмов, а музыку сводят и мастерят именно для стереосистем (трифоники с сабвуферами — популярное решение, которое условно можно приравнять к стерео).

Именно в это золотое время для Hi-Fi Федеральная торговая комиссия (Federal Trade Commission) совместно с производителями аудио указали технические требования, которые должны выделять аппаратуру «‎высокой точности». Здесь рождаются многим знакомые числа 20 Гц — 20 кГц, которые с тех пор часто красуются в технических описаниях домашнего аудио.

С тем, откуда «‎есть пошла высокая точность», мы разобрались, теперь поговорим о самых насущных вопросах.

Зачем современному человеку Hi-Fi?

Мы живём в век потребления: идя в магазин, внимательно читаем состав, смотрим сроки, чтобы приобрести самый свежий и качественный продукт. Так же внимательно мы выбираем смартфоны: важно, чтобы на задней панели была россыпь камер для разных сюжетов, огромный объём памяти и атомный реактор в качестве «‎аккума». С нашей точки зрения, подбор домашнего аудио должен быть столь же скрупулезным.

Особенность Hi-Fi — в том, что он может перенести вас на несколько ступеней выше в качестве прослушивания. Это возможно благодаря сложным техническим решениям, которые применяют в усилителях, проигрывателях, акустике, кабелях и так далее. У нас родилась аналогия с индустрией моды: есть масс-маркет, который мы можем встретить в любом торговом центре, он приемлем по качеству, удобен, неприхотлив. В рубашке за 3000 рублей вполне можно выйти в свет. Но когда перед вами (а лучше на вас) будет рубашка, сшитая, например, в Неаполе, то вы сразу это почувствуете: рукава вшиты вручную, нет ни единой прямой линии швов, всё анатомически просчитано, даже пуговицы сделаны не из пластика, а из натурального перламутра. И мы ещё не дошли до материала. Как человек будет ощущать себя в таких рубашках, надевая их в офис или на вечерние встречи? Мы уверены, что превосходно!

Hi-Fi — та самая итальянская рубашка, так как в высококлассном аудио используют технологии, позволяющие передать весь звуковой цвет записи с его насыщенностью, комфортомом, осязаемостью и множеством деталей, которые проявляются в мелочах. Например, высокочастотный купол итальянской акустики Sonus Faber — элегантное сочетание эстетики и технологий. Слушая аппаратуру высокого уровня, вы создадите некую планку ощущений, ниже которой не захотите больше опускаться. Звук из «‎утюга» вас больше точно не устроит, так как он не информативен: мало деталей, мало динамики, мало жизни. Сразу возникает следующий вопрос.

Может ли Hi-Fi быть бюджетным?

Да, большинство производителей имеет в своих линейках модели начального уровня, доступные по цене. Можно начать знакомство с Hi-Fi именно с таких моделей. Мы уверены, что со временем пользователю захочется большего, и он продолжит искать свой звук. В области аудио «‎потолка» нет.

Есть мнение, что винил — это очень дорогое хобби. Многие закатывают глаза, когда речь заходит об аналоговом звуке (недосягаемо и для аудиофилов). А ведь с популярностью винила такие бренды как TEAC, Pro-Ject, Audio-Technica и другие представили проигрыватели в доступном сегменте. Такой же подход распространяется и на усилители — как правило, каждый уважающий себя бренд имеет по одной самой бюджетной модели, будь то Denon, Yamaha или NAD.

Из чего берутся такие высокие цены на аудио? Тут множество факторов — это и стоимость разработок, и технологическая сложность производства, и материалы и, конечно, как по Марксу, труд. Ни для кого не секрет, что сейчас большую часть бытовой техники делают в Поднебесной, но это не оказывает негативного влияния на качество, как принято считать. Каждое производство имеет свою экспертизу, которую контролирует головная компания. Например, у английского производителя акустики Bowers & Wilkins есть фабрика в Китае, но контроль «сверху» осуществляется на каждой стадии производства. И, кстати, стоимость труда в Китае не самая низкая, хотя и меньше, чем в Европе. Кстати, большинство производственных линий уже давно автоматизировано, а это положительно сказывается на ценообразовании.

Как правило, только флагманские линейки изготавливают на главном производстве — отсюда и их высокая стоимость.

Может быть, проще покупать винтажный Hi-Fi?

Сразу нужно оговориться, что понятие «‎винтажный» подразумевает аппаратуру, которая в своё время являлась флагманской, находилась вверху модельного ряда и стоила дорого. Нужно сказать, что такой Hi-Fi и сейчас не потерял в цене. Всё остальное — это просто ‎старая аппаратура. Как мы написали в начале материала, рынок аудио в 1980-е был практически бездонным, а значит, ‎проходных моделей было очень много. Сейчас такие модели можно купить за бесценок, но только вот высокого качества звука вы не услышите, так как у всего есть свой ресурс, и у них он точно исчерпан. Усилители и проигрыватели — сложные компоненты, там есть чему ломаться (удивительно, да?): будьте готовы менять все конденсаторы, выходные транзисторы и т.д. У акустических систем тоже есть слабые места, например, подвесы, которые со временем дряхлеют (их не делали из таких долговечных материалов, как сейчас).

Если вы не в ладах с паяльником, мы не советуем вам обращаться к вторичному рынку, там слишком много подводных камней. Как говорится: «‎хороший автомобиль — это новый автомобиль», с Hi-Fi работает такой же принцип. Также есть мнение, что звук раньше был чище и честнее, но здесь нет рацио, только ностальгия.

Представляем вам комплекты аудио из разных ценовых сегментов, которые наполнят ваш дом качественным саундом.

Комплекты аудио из разных ценовых сегментов

Комплект для прослушивания CD

Если у вас обширная коллекция дисков, то мы предлагаем вам комплект начального уровня из компонентов английского бренда Cambridge Audio и датской акустики DALI. Колонки Oberon 1 имеют естественное звучание благодаря динамику из запатентованного целлюлозного материала. С нашей точки зрения, акустика оптимально сыграется с усилителем Cambridge Audio AXA25.

Несмотря на невысокую мощность, усилитель выдаёт достаточно динамики, чтобы «‎раскачать» чувствительную полочную акустику. В качестве источника мы подобрали CD-проигрыватель Cambridge Audio AXC35, в который установили качественные «‎транспорт» и ЦАП.

Комплект с напольной акустикой и проигрывателем винила

Прослушивание винила требует внимательно подобранных компонентов. Мы представили своё решение, которое проведет пользователя в мир качественного звука. В качестве усилителя взята модель английского бренда NAD, который обладает впечатляющей энерговооруженностью и породистым, узнаваемым звуком, несмотря на бюджетный сегмент.

Проигрыватель Audio-Technica AT-LPW50PB сможет одним своим присутствием в сетапе закрыть все вопросы по аналоговому звуку. Он точно не будет слабым звеном, даже если подвести к нему компоненты рангом выше (усилитель и акустику за 100 тысяч и более), у вертушки хороший запас возможностей. Многие думают, что напольная акустика — это очень дорого, однако мы предлагаем начать с датского бренда, в линейке которого есть подходящая модель — DALI Spektor 6.

Сетап для искушенных любителей стриминга

Если вам хочется соединить классический Hi-Fi с потоковым воспроизведением музыки, мы советуем вам усилитель Magnat MR780 с ламповым предусилительным каскадом, целым набором цифровых входов и Bluetooth c aptX. Усилитель играет в «Высшей лиге» и является оптимальным для плеера Magnat MMS 730. Плеер принимает сигнал по «‎беспроводу» через Wi-Fi и Bluetooth. Популярные стриминговые сервисы, такие как Spotify и Tidal (с высоким качеством звука), удобно интегрированы и доступны для пользователя.

В качестве акустики мы привлекли новые ‎полочники Dynaudio Emit M20 New Satin — в линейку Emit вложили много решений от старших колонок Dynaudio. Как и всё, что делает датский бренд, эта акустика подарит динамичный и точный звук, который раскроется с хорошим усилителем (именно такой мы предложили выше).

Мы поговорили о том, с чего начинался Hi-Fi, и для чего он нужен современному пользователю. Как собрать домашнюю аудиосистему и на что стоит обращать внимание при выборе? Читайте в нашем материале.

Мы ждём вас в Dr.Head — у нас вы можете послушать всю доступную линейку аудио в специальных музыкальных залах. До встречи!

Все статьи, обзоры, обсуждения и мнения — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и присоединяйтесь к обсуждениям в чате!

Комментарии (5):
добрый день. хочу приобрести комплект: проигрыватель винила, усилитель и молочная акустика. живу в провинции найти мечтотпослушать их вживую не так просто . требуется совет: какие модели рассмотреть. слушаю  классический рок, . deep purple. thinlizzy, в общем музыку тех лет, немного более современной но того же направления,  
ОтветитьЦитировать
Д
Цитата
алексей пишет:
добрый день. хочу приобрести комплект: проигрыватель винила, усилитель и молочная акустика. живу в провинции найти мечтотпослушать их вживую не так просто . требуется совет: какие модели рассмотреть. слушаю  классический рок, . deep purple. thinlizzy, в общем музыку тех лет, немного более современной но того же направления,  
Здравствуйте, исходя из ваших вводных собрали три варианта в разных ценовых сегментах:
1) TEAC TN-175 + Arylic B50 + Klipsch R-40M
2) Rotel A10 + Rekkord Audio F100P + Mission LX-1 MKII
3) Rega IO + Rega Planar 1 Plus Matte + Bowers & Wilkins 606 S2 Anniversary Edition
ОтветитьЦитировать
Подписываюсь под славами автора, только где взять такие деньги для сбора всего этого стафа. Пока только хожу и облизываюсь. Спасибо за понятный материал.
ОтветитьЦитировать
Гость, Как выход...приобрести хорошие профессиональные наушники. Не обязательно дорогие. И по работать с  источником звука. Получится гораздо дешевле.
ОтветитьЦитировать
ОтветитьЦитировать
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено