Культовые микрофоны: во что поют звёзды?

Существует ли для артиста разница, какой микрофон использовать на сцене? Некоторые музыканты считают, что настоящий талант нельзя испортить никаким микрофоном, а другие, напротив, на каждое выступление специально привозят собственный, скрупулезно подобранный под них самих, mic.

Часто выбор того или иного микрофона связан с тем, что популярный артист является эндорсером бренда (т.е. с ним заключен договор о том, что он будет использовать определённую модель). Однако, это обстоятельство не умаляет качества и популярности некоторых микрофонов.

Сегодня речь пойдёт о популярных моделях для сцены и студии, которые предпочитают артисты.

Какие микрофоны можно встретить на сцене?

Легендарные Shure cемейства SM

В мире динамических микрофонов есть модель, которая более чем за полвека существования стала точкой отсчета для многих артистов. Речь идёт, конечно, о Shure SM58. Этот вокальный микрофон американской фирмы с аббревиатурой SM (Studio Microphone) полюбился далеко за “стерильными” условиями студии. На сцене также часто можно встретить SM57, который выпускается с 1965 года и оптимально подходит для подзвучки инструментов, гитарных усилителей и даже барабанных установок. Отметим, что за такую долгую жизнь микрофоны перевыпускались неоднократно, при этом практически не меняя технических характеристик. Зачем менять то, что работает безотказно?

Артистов, которые пели и поют в “шуры”, огромное количество. Складывается впечатление, что их в своё время использовали буквально все. Например, сэр Элтон Джон в начале своей карьеры использовал SM57 — это можно увидеть в записях его ранних концертов. Начиная с конца восьмидесятых, он использует суперкардиоидный Shure Beta 58A, который более точно передаёт нюансировку голоса и вообще звучит ярче и насыщеннее. За счёт суперкардиоидной направленности микрофон не ловит сценические наводки от гитарного усиления, мониторинга и т.д.

Музыканты ценят Shure за его “неубиваемость” и неприхотливость. “Уронил. Поднял. Поёшь. Забил гвоздь, торчащий из сцены, поёшь дальше…” — именно так можно охарактеризовать семейство Shure SM. При этом в руках музыканта они становятся точными инструментами, практически первозданно передающими голос во всей его красоте и насыщенности.

SM58 в разных модификациях был рабочим микрофоном у Яна Гиллана, Эрика Клэптона, Пола МакКартни, Дэвида Боуи, Курта Кобейна, Оззи Осборна, Брюса Спрингстина, Джона Бон Джови и многих других.

Shure Super 55

 Модель Super 55 стала образом целой музыкальной эпохи, и, конечно, многие из нас видели его на стойке в руках у Элвиса Пресли (собственно, этот микрофон и получил прозвище “Elvisic”). Пожалуй, Super 55 — самый фотогеничный микрофон из всех у бренда, его хромированный корпус сразу обращает на себя внимание.


На Super 55 полагались такие легенды в мире музыки, как Фрэнк Синатра, Элла Фицджеральд, Бадди Холли, а из наших современников его использует Джеймс Хэтфилд (Metallica).

Shure SM7B

Микрофон прославился среди широкой аудитории тем, что большинство хитов Майкла Джексона было записано именно на него. Признание к Shure SM7B, как и к многой другой классике, пришло лишь спустя 40 лет с момента его создания. Shure делает микрофоны с 1925 года, и SM7B в линейке компании можно назвать одной из самых успешных моделей. Он полюбился многим за своё нейтральное, гладкое звучание и за надёжность. В его “генетический код” заложена передача природного голоса. Напомним, что первоначально микрофон был разработан для радиовещания, но позже сфера его применения значительно расширилась. Уникальность SM7B состоит в том, что его очень сложно перегрузить и “забить” даже такими тяжёлыми жанрами, как харш, гроул или скрим.

Среди поклонников: Майкл Джексон, Джеймс Хетфилд, Мик Джаггер, Дейв Гаан (Depeche Mode) и Эд Ширан.

Австрийский “стандарт звука” AKG

Кстати, дядюшка Фрэнк в поздние годы использовал AKG C535EB II в позолоченном корпусе.

AKG D5

Компания AKG стоит у истоков микрофоностроения, и поэтому мы не могли обойти стороной легендарный бренд. AKG D5 создан для работы в экстремальных сценических условиях. Эта модель с суперкардиоидной направленностью призвана “пробиваться” через огромное количество посторонних сценических звуков гитар, ударных, баса, духовых, которые так и норовят проникнуть в вокальный микрофон. AKG D5 часто используют и в студийной работе — например, они есть в микрофонном парке лондонской студии Britannia Row, основанной участниками группы Pink Floyd. D5 способен пройти через окружающий шум любой громкости и при этом сохранить прозрачность и точность в передаче частотного диапазона: можно услышать и яркие высокие, и тёплую середину, и естественные низы.

Микрофон имеет эффективную механическую шумоизоляцию с двойной защитной сеткой.

А если речь идёт о студийных сессиях?

Работа в студии зачастую разительно отличается от живого выступления на сцене. В условиях студии можно в полной мере использовать потенциал не только динамических, но и конденсаторных микрофонов. Последние более капризны, но одновременно с этим и более точны в записи.

Neumann U47

В нашем материале мы не могли обойти микрофон, который сам по себе является образом студийного оборудования. Сложно представить, но U47 увидел свет в 1946 году (до 1950-го года выходил под брендом Telefunken) — практически сразу после Второй мировой войны, в разрушенной Германии! Профессионалы влюбились в него до беспамятства за его надёжность и трудолюбие, если так можно сказать. Neumann U47 — это первый в мире конденсаторный микрофон, у которого можно было выбрать диаграмму направленности.

За свою долгую историю микрофон пережил несколько обновлений и при этом сохранил свой характер звучания. Звукорежиссеров покоряли универсальность и большой охват студийных задач, которые мог выполнять Neumann. Можно сравнить Neumann U47 с одним из автомобилей Rolls-Royce, находящихся в гараже королевы Великобритании. Neumann — это произведение искусства, которое с годами только увеличивает свою культурную ценность. В переиздании U47 используются капсюли М7, разработанные Георгом Нойманом в 1928 году. После 1948 в микрофоне используется капсюль M47. Модификации имеют трансформаторы BV8 и вакуумные лампы VF14k. До сих пор модель представляет собой успешное воплощение идеи конденсаторного микрофона.

Мы слышим Neumann/Telefunken U47 в записях Джона Леннона, Боба Дилана, Джима Моррисона. Если говорить о нашем времени, то выделим Ленни Кравица, Майка Шиноду, Тейлор Свифт и Кендрика Ламара.

Neumann U87

Ещё один легендарный микрофон, который можно встретить в именитых студиях мира — Abbey Road, Sunset Sound, Olympic и т.д. Начиная с 1967 года, U87 определяет звучание целой эры в поп-музыке. Это один из самых успешных конденсаторных микрофонов с большой диафрагмой. Его дизайн стал вдохновением для большинства продуктов, которые мы видим на рынке сейчас. Даже если показать фотографии Neumann U87 человеку, никогда не работавшему в студии, то у него сразу возникнет ассоциации силы, мощности и профессионализма.

Узнаваемый образ подкрепляется “золотым” стандартом звучания. В своё время микрофоном пользовался Пол МакКартни, Стиви Уандер, Билли Джоэл, Клифф Ричард и многие другие.

AKG С12

Сложно даже представить, сколько статуэток “Грэмми” взяли альбомы, записанные на этот ламповый микрофон. Первый раз модель увидела свет 67 лет назад и с того времени пережила множество реинкарнаций. На вторичном рынке можно найти C12, но о его цене мы даже говорить не будем (точно так же, как и о U47).

Среди современных почитателей отметим Arctic Monkeys, Шерил Кроу, Джастина Тимберлейка, The Cure и многих других. Кстати, поп-король Майкл Джексон также использовал его в студии.

Что делать, если C12 на данный момент — скорее произведение элитарного искусства, но хочется получить похожий саунд? Перед вами современный AKG C414 XLII. В него был установлен доработанный по мат. части капсюль от C12 — производитель заявляет, что по своей частотной отдаче модель точно повторяет легендарный C12. Однако материалы стали надёжнее, а функционал шире (НЧ-фильтры, переключения контуров направленности и т.д.).

Audio-Technica AT2020

AT2020 стал узнаваем после того, как его заметили в домашней студии Билли Айлиш, на полке у которой красуется “Грэмми” за лучшую неклассическую запись. На микрофон записана её “Ocean Eyes” — будет интересно посмотреть, на что певица будет записываться в будущем. Уверены, что её парк микрофонов значительно расширится.

На примере качественного, но не самого дорого конденсаторного микрофона AT2020 можно сделать вывод о том, что слушателю не важно, на что “пишется” его кумир. Самое главное — это эмоции. Артист же выбирает тот микрофон, который ему больше подходит по “голосу”.

Мы посмотрели на некоторые знаменитые микрофоны, многие из которых в строю уже не одно десятилетие, помогая артистам дарить музыке третье измерение. В парке микрофонов Dr.Head вы сможете подобрать подходящую для себя модель и даже протестировать её в студийных условиях. Узнайте о возможностях нашей студии в статье.

Комментарии (5):
Rode classi 2 решает!
ОтветитьЦитировать
Ещё на сов. Эстраде были чёрные с серебряной сеткой они чей фирмы были?
ОтветитьЦитировать
Цитата
Гость пишет:
Ещё на сов. Эстраде были чёрные с серебряной сеткой они чей фирмы были?
Много чего было. Нужно более конкретно составлять вопрос А так.. В лучшем случае были Shure.
ОтветитьЦитировать
Цитата
Sam пишет:
Без легендарных Shure 565SD и AKG 330BT материал, мягко говоря, неполный... А Зеннхайзеров что, вообще не существует, или они не заслуживают внимания?!
Все сразу расписать сложно. Будут и Sennheiser и другие не менее интересные бренды в следующих статьях.
ОтветитьЦитировать
Без легендарных Shure 565SD и AKG 330BT материал, мягко говоря, неполный... А Зеннхайзеров что, вообще не существует, или они не заслуживают внимания?!
ОтветитьЦитировать
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено