Встреча любителей персонального аудио 2011 (MFPA 2011 ) 3 часть

Продолжение второго выпуска

О смысле встречи

Расцвет персонального аудио вызвал появление множества новых брендов, новые технические решения и принципы организации аудио систем. При этом, как производители, так и потребители персонального аудио оказались в условиях слабо структурированного, дезинтегрированного информационного поля. В частности, на традиционных "аудиофильских" форумах наушники рассматривались как предмет второстепенной значимости по сравнению с акустическими системами. О способах вывода звука с компьютера бытовали самые фантастические представления. В то же время, на ведущем форуме отечественных любителей аудиоэлектроники, вегалабе, уже достаточно давно предлагался ряд технических решений, позволяющих организовать корректный вывод цифрового потока с ПК. Решений, обладающих высоким соотношением качество/цена (например, USB-i2s транспорты Энергетика или же конвертеры с обратной синхронизацией по SPDIF входу от KNLL), однако эти решения предлагались в виде наборов деталей, пригодных для использования лишь квалифицированными радиолюбителями в их собственных проектах. Создание законченных промышленных устройств на этих платах - рискованный шаг для разработчика, требующий существенных вложений в разработку и производство корпусов, дистрибуцию продукта и т.д. Очевидно, что на подобный шаг трудно решиться без исследования рынка, изучения мнения потенциальных потребителей.

В виртуальном пространстве главным интегратором информации по теме персонального аудио во всех его аспектах стал форум магазина Doctorhead, что вполне логично: ассортимент этого магазина отличается широтой и традиционным вниманием к отечественному производителю. Их уютный зал для прослушивания в Перово давно стал уникальным центром ознакомления с интересными продуктами из области персонального аудио. Проведение общей встречи явилось закономерным шагом, позволяющим лучше познакомиться потребителям и производителям, изучить новые продукты.

Можно выделить следующие основные задачи встречи:

  • Повышение статуса персонального аудио в аудиофильском мире. Проведение специализированной выставки в престижном отеле Holiday Inn, удобно расположенном в двух минутах ходьбы от метро Сокольники. Одновременное представление на ней большого количества топовых наушников и усилителей. Присутствие ряда производителей – все это значительно подняло значимость мероприятия по сравнению с обычными частными прослушиваниями в магазине.
  • Предоставление возможности сравнительного тестирования более широкого спектра аудиотехники, чем это возможно в магазине: целый ряд посетителей принесли собственные наушники, усилители и источники, в том числе винтажные.
  • Организация прямого диалога потребителей и производителей, более конкретного, нежели на форумах, благодаря возможности непосредственной апробации предлагаемых устройств.
  • Девиртуализация участников форума и повышение эффективности их дискуссий: во-первых, живая встреча дала возможность взаимоуточнения понятийного аппарата, т.к. стороны могли на непосредственных примерах конкретных аудиокомпонентов, музыкального материала и т.д. пояснить используемую ими терминологию; во-вторых, широкий выбор аппаратуры позволил непосредственно сравнить ряд аппаратов, заочно сталкиваемых между собой в форумных баталиях.
  • Предоставление возможности обзорной экскурсии по миру персонального аудио для неофитов.

Все поставленные задачи были успешно выполнены.

Регламент встречи

Регламент вытекал из поставленных задач:

С 11 часов начали подходить участники с собственным оборудованием. Один зал был целиком посвящен экспозиции самого магазина и некоторых крупных производителей, уже реализуемых в нем. Второй зал был отдан для представления аппаратуры начинающих компаний, винтажа и других предметов из личных коллекций. Экспозиция магазина отличалась достаточно высокой степенью продуманности расстановки и коммутации: в зале были размещены несколько CD-проигрывателей Atoll, каждый из которых играл на 2-3 усилителя для наушников. Были расставлены ЦАП-ы и, в качестве универсальных цифровых источников, огромное количество портативных плейеров Colorful Colorfly C4 PRO, в чью память были записаны несколько альбомов, включая «Стену» Pink Floyd. Сотрудники магазина любезно помогли в коммутации и участникам экспозиции во втором зале, предоставив недостающие кабели, распределители питания и т.д.

image.jpeg

Приблизительно через полтора часа аппаратура была расставлена и скоммутирована, (на фото Энергетик (представитель Energy Audio) слева настраивает систему.

Первые посетители приступили к прослушиваниям. Прослушивания продолжались до 17 часов, люди чередовали знакомство с компонентами, обсуждение результатов, беседы с производителями, постепенно подходили опоздавшие участники и присоединялись к процессу. Вскоре ряд компонентов из зала магазина был перенесен в зал частных лиц (прежде всего, превосходные и очень подходящие для оценки качества электронных компонентов наушники Sennheiser HD800).

Мое посещение встречи имело 4 основные цели: изучить сегмент дорогих наушников и оценить их особенности при домашнем воспроизведении музыки; поискать закрытые наушники для вечерних кинопросмотров и прослушиваний; оценить целесообразность плейера топ-класса для моих Etymotic ER-4P; пообщаться с аудиофилами и разработчиками.

Топ-наушники

Организаторы встречи предоставили неоценимую возможность ознакомиться с Sennheiser HD 800 и различными моделями Stax.

Stax интересовали меня более всего, т.к. я не слышал представителей электростатического звука в персональном аудио (только акустику Quad 2905). На выставке они были расположены компактной группой, дающей возможность оценить разницу в звучании различных моделей, как от родных, так и от альтернативных усилителей от Kevin Gilmore. Слушал на разных моделях вступительный хор к Страстям по Матфею Баха п/у Леонхардта(полный список дисков см. в конце отчета) и арию Bu? und Reu оттуда же.

Первое впечатление - звук удивляет своей невероятной мягкостью, отсутствием искажений, прозрачностью и, наряду с этим, отсутствием "твердости", "материальности". Описывать его в аудиофильских терминах не очень интересно - звук сбалансированный, чистый, прозрачный, запас по динамике достаточно большой и т.д. (хотя стоит заметить, что общая энергетика и динамика баса несколько выше у старших моделей). Интереснее подумать о смысле такого звука, сравнив с парой эталонных для меня аудиосистем в тщательно подготовленных комнатах для прослушивания - Юрия Макарова (источник – транспорт и ЦАП Mark Levinson 30.6, собственный усилитель, акустика Montana WAS) и сетапом в New ambience с винилом Continuum Caliburn, усилителем ASR Emitter и акустикой Tidal Contriva.

Контраст наиболее велик как раз с сетапом с Contriva. На нем телесность имеет высочайшую степень, Каллас в партии Кармен или Джоан Баэз имеют ощутимую плотность, габариты, рост, позиционированы твердо, а инструменты располагаются далее. Здесь же о пространственных характеристиках говорить трудно, звук имеет характер абстрактного переплетения поющих фантомов, разделяемых лишь тембрально. Если на системе Макарова исключительно конкретно слышен именно поющий Bu? und Reu мальчик, здесь это несколько менее явно - слышен просто ангельский вокал. В общем, первое впечатление вызывало некоторое недоумение. В зале (и в последующих письменных репликах) слышались подобные отклики, люди говорили: "Теперь понятно, что можно жить и без Stax". В процессе прослушивания других ушей стало приходить понимание. Звук Stax (особенно старших моделей) отличается именно тем, что материя музыки возгоняется в чистый эйдос. Музыкальный образ, лишенный плоти, сохраняет мельчайшие грани смысла, при этом, как то и свойственно идеальному - он абсолютно лишен утомляемости и может созерцаться неограниченно долго.

Если б спросили, в каких наушниках хотелось провести жизнь - выбор явно выпадет на Stax. Раздумья над их звуком заставляют вспомнить мысли из "Доктора Фаустуса" Т. Манна о епитимье, наложенной музыкой на самое себя, за изначально присущее ей "коровье тепло" и чувственную притягательность. Вокалу за это предложили предельно абстрактные звуковые построение нидерландских полифонистов, а королем инструментов стал рояль, максимально лишенный (в замысле) тембрального своеобразия и призванный служить воплощением чистых музыкальных идей без чувственного обаяния тембров. Stax как раз воплощают такую сознательную музыкальную аскезу, сводящую музыку к чистым смыслам и абстрактным структурам. "В гамме мировых мер есть такая точка, где переходят одно в другое воображение и знание, точка, которая достигается уменьшением крупных вещей и увеличением малых: точка искусства". (В.В. Набоков "Другие берега"). Сказано будто о Stax, с их различимостью мельчайших деталей и нивелированием масштаба и энергетики музыкального действия. В общем, очень специфический музыкальный инструмент, не по признаку жанровой избирательности, а по ментальному сродству.

Sennheiser HD800 с первых же минут составили ярчайший контраст. Вау-фактор просто зашкаливает: при звуке сравнимой чистоты и детальности бас плотнее и более упругий, ударный, картинка в целом ярче и контрастнее. Поражает воздух, количество пространства между инструментами. Звук откровенно радует.

(на фото озадаченный автор, ищущий в пространстве невидимую маленькую банду (La Petite Bande) Леонхардта и мальчиков из Tolzer Knabenchor)

image2.jpeg

Прислушавшись (я слушал восьмисотые существенно больше, на разных трактах, отслушал значительную часть 3 акта Валькирии Шолти, Золота Рейна Донани, Волшебной Флейты Клемперера, кое-что Кинг Кримзн и т.д.), можно понять, что звук напоминает ЖК панель FullHD, на которой идет какой-нибудь детализированный мультфильм или фильм со спецэффектами. Детальность ошеломляет, краски насыщенные (как красиво фирменное шолтиевское звучание меди!), но картинка излишне яркая. Технически говоря, у них излишне выражены высокие частоты, но удивительно малые искажения создают эффект не назойливости, а просто фэнтезийного звука. Через какое-то время это не то чтобы утомляет, но вау-эффект проходит, и в некоторых (редких) местах их манера даже начинает мешать излишней контрастностью подачи, как в FullHD релизе архивного фильма видна то подклеенная бровь, то небрежно нарисованный задник. О жанровой избирательности применительно к наушникам такого класса говорить столь же сложно, как и применительно к Stax: чисто технически они, при наличии соответствующего тракта, могут абсолютно полноценно передать звучание любого жанра. Речь может идти только об индивидуальном отношении к подобному звуку.

Stax и HD800 представляют собой две совершенно различные ветви аудиоэволюции. Полностью меня не устраивает ни одна из них (по сравнению с хорошей акустической системой на пару порядков дороже), но, если выбирать, то при современном высоком темпе жизни я бы предпочел HD800, т.к. они имеют очень позитивный и радующий звук при относительно коротких прослушиваниях (и это верно практически для всех музыкальных жанров), в то время как для раскрытия Stax необходим душевный покой, сосредоточение внимания и прочие условия для созерцания.

В дополнение к отзыву о высшей лиге необходимо рассказать о предложенных мне к ознакомлению со словами: "легенда винтажа", - Beyerdynamic 911. Они очень приятно играют с первых же секунд - звук сбалансированный, открытый, детальный и какой-то жизнерадостный. Однако прямом сравнении на том же тракте Energy Audio (Энергетика) с HD800 Beyerdynamic 911 все-таки уступили - у Sennheiser HD800 существенно ниже искажения, звук прозрачнее, имеет тончайшую деталировку, воздух между инструментами; у Beyerdynamic иногда проскальзывали искажения на женском вокале. Что касается эргономики - Sennheiser HD800 имеют наиболее удобную посадку на голове, а в Stax уши иногда касаются сетки, но, в целом, особых проблем я почти не испытывал ни с какими наушниками, поэтому излишне не останавливался на данном вопросе.

В целом вывод по топ-лиге наушников: уровень стал немыслимо высок и действительно на порядок превосходит типичные наушники предыдущего уровня; общими для всех прослушанных моделей являются очень низкие искажения, высокая динамика и детальность звучания. Приобретение наушников топ-класса вполне разумно не только при желании слушать музыку социально приемлемым способом, но и как способ посмотреть на любимую музыку под другим углом.

Выбор закрытых ушей

Далее я перешел к задаче номер 2 - выбор закрытых ушей для ночных прослушиваний, не мешающих жене (ибо Sennheiser 650 играют так, что слышно из соседней комнаты, а те же Sennheiser HD800 - еще сильнее). Послушал Beyerdynamic 770 – их звук характеризуется подчеркнутым басом и недостаточно высоким разрешением, хотя обладает достаточной эмоциональностью. Потом мне предложили Sony CD3000, и я был моментально очарован - закрытые уши, которые играют, как открытые - свободно и раскованно, с высокой детальностью. Не могу напрямую сравнить с Sennheiser HD800 и другими наушниками, т.к. возникший восторг уменьшил аналитические способности; я сидел в них существенно больше часа, отслушав почти весь диск 3 Валькирии Шолти, фрагменты Золота Донани, очень милого диска Жерара Лена "O lusitano", Волшебной флейты Клемперера и пары альбомов Кинг Кримзн - таким образом тестировал на утомляемость. Утомляемости ноль, посадка идеальна, в общем - мечта (что отлично видно на этой фотке довольного автора в Sony CD3000, благодарность за фото уважаемому Serg53), и опять-таки - жанрово универсальная.

3.jpg

Немедленно полез в интернет, поспрашивал на выставке людей, и – «О, бездна страданья и море тоски! Чудесное зданье разбито в куски» - оказалось, что это - трудно доставаемый винтаж. Так что выборы будут продолжены (к сожалению, я не смог пересечься с гулявшими по выставками Beyerdynamic T5p, постараюсь их взять у знакомого или же заеду в гостеприимный зал Doctorhead в Перово)

Портатив топ-класса

Задача 3 - портатив топ-класса: изучение оправданности покупки. К моему (и не только моему) счастью, организаторы разложили всюду десятки Colorful Colorfly C4 PRO. Плейер оказался чуть больше, чем кажется по фото, и выглядит на порядок интереснее. Торжество стимпанка, позволяющее ощутить себя героем фильма «Небесный капитан и мир будущего». Управление удобное и интуитивно понятное. Ходил с ними по выставке, слушая самые разные наушники; сделал вывод, что у Colorfly C4 Pro уровень хорошего стационарного источника. Они замечательно играли с Beyerdynamic 990, потом я к ним прицепил Sennheiser HD800 - и даже перед такой нагрузкой они, в целом, не спасовали. Фирменные черты Sennheiser HD800, особенно большое количество воздуха, вполне сохранились, только динамика несколько упростилась, а детальность уменьшилась.

В целом - безусловный прибор мечты и первый дивайс с выставки, который я сразу же и безоговорочно записал в свой вишлист. Помимо утилитарной задачи хорошего звука в дороге, которую можно решить разными способами, от HiFiMan-ов до связок источника и порта-усилителя, он является безальтернативным предметом в совсем другой категории - аудиодивайс для джентельмена, уставшего от новомодных «гаджетов» и любящего хорошие, добротные вещи, с приятными тактильными ощущениями от естественных материалов и высоким дизайнерским уровнем, такие, как элегантная фронталка от Марфионе или же складник от Франческо Пати.

Общение с разработчиками

Задача 4 - общение с разработчиками - в данном случае ограничилось интересными беседами с уважаемым Энергетиком (Алексей Самсонов – представитель Energy Audio), т.к. в этот раз меня больше интересовали наушники. Обсудили ряд вопросов, касающихся разновидностей его USB-транспорта Фламенко и его работы в Windows 7, Алексей всегда готов оказать необходимую техническую поддержку. 

Что касается общих тенденций выставки - я, безусловно, не могу претендовать на полноту обобщения, т.к. в основном слушал сам, а не наблюдал за другими, но по первому впечатлению - огромный и устойчивый интерес вызвал стенд Stax, который посещали едва ли не все участники выставки, полные восторга от редкой возможности сравнить звук разных представителей легендарного семейства. Вокруг стенда Архипова плотно собрались, по большей части, лица, уже знакомые с его творчеством и жаждущие уточнить особенности звука той или иной новой модели относительно известных. В остальном же посетители плавно чередовали обход по кругу одного и другого зала с прослушками заинтересовавших экземпляров - с беседами и фотографированием.

По завершении прослушиваний началась беспроигрышная лотерея.

4.jpg

Очаровательная ведущая снабдила некоторых счастливцев брелками от Sennheiser, некоторых – фирменными кепками, наиболее удачливых - наушниками от Fischer Audio (Consonance, 977 Jazz, SBA-03, FA-10 и FA-11), Sennheiser HD558, German Maestro 450. Призом самому везучему был плюшевый мишка Sennheiser, к которому прилагалось сердце ведущей. После того, как были выявлены везучие, главный приз наиболее эрудированному – совершенно роскошные наушники Audiotechnika ATH-W5000 от спонсора Blade - получил Виктор Khronos, который сообщил аудитории, чем же на самом деле занимается эта уважаемая фирма в свободное от выпуска наушников время. Утешительные призы получили все остальные – футболки и скидки от магазина Doctorhead.

Упорядочить приятные впечатления гостям было предложено в беседе под звон бокалов шампанского, предоставленного организаторами.

Участники встречи

Среди участников встречи от производителей хочется выделить стенд Архипова, который предоставлял искушенным поклонникам своего творчества целый ряд новых моделей (надеюсь, о них расскажут подробнее более искушенные в его ассортименте люди), и Энергетика (Energy Audio). Энергетик на базе своего USB транспорта, ранее известного как «Фламенко», собрал 2 полных тракта для воспроизведения музыки с ПК.

5.jpeg

 Источником служил ноутбук с Foobar2000, выводивший сигнал через asio4all на эти USB транспорты (которые могут получать по USB сигнал до 24 бит 96 кГц или же 16 бит 192 кГц, тактируясь при этом от ЦАП-а). В данные модели были вставлены в новые полные ЦАПы на BB PCM1702, идентичной конструкции, но с разными выходными каскадами – классическим и по широко известной на Вегалабе схеме «Петя Рогов».

6.jpeg

Петя Рогов - это оригинальная схема I-U преобразователя, не имеющая цепи ООС на токовый выход ЦАП, построенная на нестандартном использовании микросхемы операционного усилителя с ТОС, от которого используется только входной каскад и усилитель напряжения, по типу "токового конвейера". Преимущество такого решения - удается уйти от проблем, создаваемых паразитной выходной емкостью ЦАП и импульсными помехами смены кодов. Эти обстоятельства сильно ухудшают качество работы большинства "традиционных" I-U преобразователей, построенных на ОУ. Соответственно, при использовании "выхлопа Пети Рогова" теоретически должна улучшаться проработка "низкоуровневых" сигналов (по сравнению со стандартными решениями), и не так критичны вопросы оптимальности трассировки плат/прокладки проводников. Платой за эти достоинства (опять же, в теории) является несколько худшая (по сравнению со стандартными решениями) точность работы на больших уровнях сигнала. Фактически же звучание «Пети Рогова» в реализации Energy Audio мне показалось субъективно более прозрачным, живым и приятным, с большим количеством воздуха, а высокоуровневые искажения не были заметны. В свою очередь, ЦАП-ы играли на его новые усилители для наушников, кроме этого, обладая выходом SPDIF, периодически использовались как цифровые источники для других ЦАП-ов, включая, если не ошибаюсь, и мой PS Audio UltraLink. Продуманность стенда Энергетика позволила ему служить одним из эталонных стендов для прослушивания различных наушников на музыкальном материале, принесенном в виде файлов.

От слушателей были почти все авторитеты – Nibelung, Khronos, Romanrex и многие другие.

Что касается представленных аудиокомпонентов, то, помимо уже упомянутых, на выставке были представлены и вызвали большой интерес: наушники Denon D5000, Denon 7000, Grado GS1000, AKG Q701, AKG 3003, Audez’e LCD2, FA SBA-3, Audio-technica SX1a, ряд Beyerdynamic, включая Т1, Т5p, 880 Prо, 770 Pro, Ultrasone Edition 8 Limited, Edition 8 Palladium и еще огромное количество разных моделей.

Огромное спасибо

 Еще раз - огромное спасибо организаторам выставки, компании Doctorhead и ее сотрудникам - за атмосферу праздника, спонсорам: Sennheiser, Fischer Audio, German Maestro и Blade за отличные подарки.

7.jpeg 

Выводы по итогам встречи

Как ясно из предшествующего отчета, основные задачи встречи были полностью выполнены, отзывы участников исключительно положительные. Организация встречи была близка к идеалу, особенно хочется поблагодарить за тактичность работников Doctorhead, стоически смотревших на перемещение по залам их экспонатов. Единственное маленькое пожелание на будущее – уделить большее внимание компьютерным источникам сигнала, все-таки для тестирования гораздо удобнее приносить материал на флэшке, чем на стопке CD. В этот раз я слушал с флэшки лишь на тракте Энергетика, в остальных же случаях пришлось ограничиться единственным захваченным с собой диском. Возможность скидывать свой материал на Colorfly C4 Pro лишь частично исправляла ситуацию: во-первых, для перекидывания тоже был нужен компьютер, во-вторых - хорошо реализованный USB-SPDIF конвертер вызывает несколько больше доверия как цифровой источник, да и навигация на компьютере гораздо быстрее.

Ну и главное пожелание – больше таких встреч в будущем!

Список использованной музыки:

на CD: Bach J.S. – Matthaus-Passion/Страсти по Матфею (Gustav Leonhardt) Harmonia Mundi (классическая запись с запредельным качеством исполнения, добротной звукорежиссурой; вступительный хор я многократно использовал как тест на разборчивость хоров и инструментов на самых разных прослушиваниях; ария Bus und Reu - сложная проверка на звучание голоса юного вокалиста)

на флэш-карте в Monkey Audio: Wagner R. - Die Walkure - Der Ring des Nibelungen -Solti - Decca 455 555-2 (классическая запись золотой эры Декки и аналоговой стереозаписи вообще, интересная как звучанием больших голосов (одна Биргит Нильсон чего стоит, да и другие валькирии) и легендарной медной группы венских филармоников под управлением Шолти, так и новаторскими приемами стереозаписи от звукорежиссера John Culshaw, стремившегося к построению "аудиотеатра мечты" с достоверной передачей сценических движений) Wagner R. - Das Rheingold - Dohnanyi - Decca 443690 (цифровая и очень аккуратная в плане оркестровой игры запись Кливлендского оркестра; к этой интерпретации, в противоположность всем остальным трекам, я равнодушен и взял ее для облегчения оценки чисто технического качества аудиотрактов, абстрагируясь от эмоционального содержания) Gerard Lesne, Circa 1500, Nancy Hadden – O Lusitano : Portuguese Vilancetes, Cantigas And Romances - Virgin Veritas – 0777 7590712 4 (запись с любимым контртенором в прекрасном голосе, тест на передачу тонких оттенков эмоций и разнообразия тембров) Mozart - Die Zauberflote - Klemperer - Emi Great Recordings Of The Century - 67385 (опять-таки легендарная запись, использовалась для оценки звучания высокого женского голоса (колоратурное сопрано Лючии Попп в партии Королевы ночи) и для оценки легкости выделения индивидуальных тембров трех дам (великие певицы Криста Людвиг, Элизабет Шварцкопф и Марта Хеффген) в начале оперы) King Crimson -In the Court of the Crimson King (классический прог-роковый альбом)

Melsig © Doctorhead.ru Все права защищены. Перепечатка любых материалов возможна только с разрешения администрации.

Комментарии (0):
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено