без перерыва и выходных:
МОСКВА
пн-вс: c 10:00 до 22:00
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
пн-вс: c 10:00 до 21:00
Заказать обратный звонок
Обратный звонок

Нажимая кнопку «Отправить запрос», я подтверждаю, что я ознакомлен и согласен с условиями политики обработки персональных данных.

Амплитудно-частотная характеристика

Амплитудно-частотная характеристика наушников (сокращенно АЧХ, на английском - frequency response) - зависимость амплитуды колебания (громкости) на выходе наушников от частоты воспроизводимого гармонического сигнала. Амплитудно-частотная характеристика показывает тональный баланс. Из амплитудно-частотной характеристики получают частотную характеристику, который еще называется как диапазон частот, указываемая на коробках или в документации на наушники.

Частотный диапазон разбивается на низкие, средние и высокие частоты, на картинке выше показано, как соотносится сетка частот и названия частотных диапазонов. Ниже указаны значения каждого диапазона. Как можно заметить, частоты воспринимаются в логарифмическом представлении - через удвоение частоты. Диапазон частот, в котором частота верхней границы вдвое больше нижней, называется октавой. Например октавами являются частотные диапазоны: 20 ~ 40 Гц, 250 ~ 500 Гц, 3 ~ 6 кГц.


Общепринятые наименования частотных диапазонов

20 - 40 Гц Low Bass Нижний бас
40 - 80 Гц Mid Bass Мидбас
80 - 160 Гц Upper Bass Верхний бас
160 - 320 Гц Lower Midrange Нижняя середина
320 - 640 Гц Middle Midrange Центральный диапазон средних частот
640 Гц - 1.28 кГц Upper Midrange Верхняя середина
1.28 - 2.56 кГц Lower Treble Нижние высокие
2.56 - 5.12 кГц Middele Treble Средние высокие
5.12 - 10.2 кГц Upper Treble Верхние высокие
10.2 - 20.4 кГц Top Octave Верхняя октава

Для оценки звучания инструментов и различный звуков предлагаем для ознакомления следующую диаграмму

Зеленый цвет - основной диапазон звучания (серо зеленый, не доминирующие нижние частоты ), оранжевый - послезвучия, обертоны, доп. гармонический ряд, (серо-оранжевый - верхний не доминирующий диапазон).


По вертикали на графике указывается уровень громкости, он обычно выражается в децибелах (дБ). Изменение звукового давления в два раза соответствует 6 дБ. Субъективно восприятие громкости зависит от многих факторов (кривых равной громкости, спектрального состава и т.п.), но в общих случаях можно примерно ориентироваться, что измерение звукового давления в два раза будет соответствовать изменению громкости в два раза.


Значения могут указываться относительным, а могут быть абсолютным в SPL (Sound pressure level - уровень звукового давления). По уровню SPL можно определить чувствительность наушников.

В этом примере показаны АЧХ двух наушников, А и Б. Наушник А воспроизводит тише низкие и высокие частоты, нежели наушник Б, но при этом воспроизводит средние частоты громче.

Здесь показано отклонение между наушниками и более четко видно, что на низких частотах наушника А на 6 дБ играет тише, а также до 6 дБ на самых высоких частотах (верхней октаве). Зато на средних громче почти на 6 дБ. Другими словами, на Наушник А в два раза тише играет низкие и самые высокие частоты, и наоборот громче почти в два раза средние частоты.


Для оценки ровности звучания предлагаем несколько общих графиков.

Sony MDR-1AM2 Black

Товар в наличии в интернет-магазине
14 990 .–
В корзину
В избранное
Сравнить

Sennheiser HD 800

Товар в наличии в интернет-магазине
64 900 .–
В корзину
В избранное
Сравнить

Beyerdynamic DT 770 PRO / 250 ohm

Товар в наличии в интернет-магазине
13 490 .–
В корзину
В избранное
Сравнить

Общие типы АЧХ для открытых, закрытых и накладных наушников. Особенности.

Здесь можно наблюдать несколько характерных типов АЧХ. Зеленый график - это субъективно ровная АЧХ, на самых высоких частотах можно видеть спад, он воспринимается ровно из-за того, что мы привыкли воспринимать ту ровную АЧХ, которую воспроизводит акустические системы находясь впереди слушателя. По отношению к уху, это под 60 градусов. Если же акустику с прямой АЧХ поставить сбоку, под 0 градусов, то будет восприниматься избыток самых высоких частот. По этому благодаря плавному завалу достигается субъективно ровное звучание. Желтый график - это как правило аудиофильские наушники с акцентированными низкими и высокими частотами.
Такие наушники особенно пользуются спросом среди тех, кто слушает записи живой музыки, в которой самых низких и самы высоких частот минимум. Голубой график - это наушники с акцентом на верхних средних частотах, обычно такой график бывает у мониторный наушников для музыкантов, которым важно максимально отчетливо и разборчиво слышать голос. Так же это можно встретить и в аудиофильских наушниках, кто отдает предпочтение прослушиванию вокала. Красный график - это специальный провал, который может служить решением против сибилянтов или другого акцента звучания. которое не устраивает слушателей при прослушивании определенных жанров. Определившись, для каких задач вы хотите приобрести наушники, вы можете отобрать ряд моделей по характерным особенностям на АЧХ.

В районе высоких частот можно наблюдать неравномерность. Высчитывать точные частоты и высоты пиков и провалов не стоит, т.к. они зависят от того, как будут надеты наушники. На нашем специальном стенде вариаций надеть наушники не так гораздо меньше, нежели на более простых стендах, а так же стенд наиболее приближен к реальности. Тем не менее, если ушная раковина у вас другая, а наушники одеваете несколько иначе, то данная неравномерность будет лишь ориентировочна. Так же в зависимости от уровня громкости, субъективно эта неравномерность будет восприниматься немного иначе, что следует из исследований о кривых равной громкости.

Линия графика может быть с некоторой неравномерностью. Неравномерность на АЧХ может появляться или от долгозатухающих резонансов, или от интерференции звуковых волн (что характерно для наушников со сложными профилями защитных решеток). В первом случае - это говорит о худшем звучании, во втором случае не влияет на звучание. Для полной картины нужно смотреть диаграммы кумулятивного спектра (что является трехмерной сонограммой) или затухания резонансов в зависимости от периодов на конкретных частотах.

Ряд провалов обусловлены интерференцией волн. На графиках без сглаживания они представляют собой провалы в узком диапазоне частот. Такие провалы не являются значимыми и сильно зависят от посадки наушников.


Общие типы АЧХ для вставных наушников (затычек). Особенности.

Здесь можно наблюдать несколько характерных типов АЧХ. Зеленый график - это субъективно ровная АЧХ, на самых высоких частотах можно видеть спад, он воспринимается ровным из-за того, что мы привыкли воспринимать ту ровную АЧХ, которую воспроизводит акустические системы находясь впереди слушателя. По отношению к уху, это под 60 градусов. Если же акустику с прямой АЧХ поставить сбоку, под 0 градусов, то будет восприниматься избыток самых высоких частот. По этому благодаря плавному завалу достигается субъективно ровное звучание.
Оранжевый график показывает наушники с повышенной отдачей на низких частотах, такие наушники предпочитают в основном в портативном применении при прослушивании музыки от мобильного телефона или плеера. Многие плееры и телефоны имеют спад в районе низких частот (например в целях экономии батарей) и более басовитые модели наушников этот недостаток могут исправить. Голубой график - это наушники с акцентом на верхних средних частотах, обычно такой график бывает у мониторный наушников для музыкантов, которым важно максимально отчетливо и разборчиво слышать голос. Так же это можно встретить и в аудиофильских наушниках, кто отдает предпочтение прослушиванию вокала. Определившись, для каких задач вы хотите приобрести наушники, вы можете отобрать ряд моделей по характерным особенностям на АЧХ.

Неравномерность выше 10 кГц сильно зависит от посадки наушника в ушной канал и смещение полмиллиметра полностью меняет график. По этой причине, стоит оценивать график как среднее значение на этом участке.

На АЧХ можно наблюдать от одного до нескольких резонансов, зависящих от глубины посадки. Частота такого резонанса сугубо индивидуальна для каждого слушателя, по этому на графике данный резонанс исключается, но показывается типовое значение резонанса тусклым цветом. В идеале лучше брать наушники, у которых такие резонансы незначительны или отсутствуют вовсе.


Зависимость АЧХ от усилителя и импеданса наушников

Вид АЧХ завист от импеданса наушников и полного сопротивления усилителя (output impedance). Как правило, АЧХ наушников остается неизменной при выходном сопротивлении усилителя близким к нулевому, а так же при импедансе наушников с минимальным отклонением, по характеру близким к резистивному. Чем выше выходное сопротивление усилителя и чем больше колеблется кривая Rz, тем больше меняется АЧХ наушников.


При измерениях в RMAA выхода усилителя на активной нагрузке, где нагрузкой являются наушники можно видеть АЧХ с горбом в районе низких частот. В данном случае показывается как меняется АЧХ наушников против усилителя с нулевым сопротивлением. Погрешность подобного графика зависит от входного сопротивления звуковой карты, и чем оно выше, тем погрешность ниже.


В примере рассмотрим зависимость АЧХ от усилителей с разным выходным сопротивлением. В нашем примере у наушников сопротивление 20 Ом с максимальным значением 60 Ом на 60 Гц.

На графике Rz сопротивление меняется до 60 Ом на низких частотах. По горизонтальной оси частоты, по вертикальной - сопротивление в логарифмической шкале.

При подключении к усилителям с разным выходным сопротивлением можно видеть, как меняется АЧХ. Можно видеть, что при подключении наушников к усилителю с выходным сопротивлением в 300 Ом АЧХ на 60 Гц меняется до 7 дБ.


Частотный диапазон, указываемый на коробках для наушников не показывает амплитудно-частотную характеристику, а показывает лишь крайние частоты, после которых предполагается спад. Для усилителей, имеющих как правило ровную АЧХ указывают пределы в дБ, например -1 дБ, -3 дБ или другое число. Например 20Гц - 20кГц - 3дБ, будет означать, что уже на 20 Гц и 20 кГц амплитуда сигнала ниже на 3 дБ, нежели на частотах в районе 1 кГц.

Не знаете, что выбрать? Приглашаем в наши магазины!

Москва:
м. Арбатская, Новый Арбат, д. 15
+7 (495) 646-07-56




Санкт-Петербург:
м. Владимирская, Загородный пр-т, д. 10
+7 (812) 490-76-67




ВСЕМ ЖЕЛАЕМ УДАЧНЫХ ПОКУПОК